“Слово с нами”, № 8 (35) / 2000, стр.9 |
|
Прощение и исцеление |
|
Первое и глубочайшее исцеление, которое совершает Иисус, – это прощение наших грехов. Христос умер за наши грехи и искупил их, но мы должны раскаиваться в них. Покаяние – это начало глубочайшего исцеления человека. Важно осознать, как безраздельно прощение грехов связано с физическим и эмоциональным исцелением. На самом деле, многие наши физические немощи далеки от того, чтобы быть знаком Божьего благословения. Их непосредственная причина – наши конфликты с Богом, с ближними и с самими собой: “...…кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней […...] Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром” (1 Кор 11,27.29-32). Связь болезни и греха признает не только Церковь. Психологи и врачи считают причиной большинства физических недомоганий душевные переживания. Хотя существует опасность игры в психолога-любителя и попытки найти в каждой болезни её скрытые духовные причины, тем не менее, осознание этой связи позволяет нам понять, почему Иисус так ненавидел болезни. История расслабленного, которого друзья опустили к ногам Иисуса через крышу дома, поучительна с точки зрения последовательности исцеления: сперва Господь простил ему грехи, а затем приказал взять постель и идти домой. Возможно, грех, который необходимо было простить, и паралич были тесно связаны. В своём служении я убедился, сколь крепка эта связь. Однажды, проводя духовные упражнения в Кармелитском реколлекционном доме штата Иллинойс, я проповедовал для двухсот человек, подчёркивая необходимость прощать врагов. Затем я оставил время для индивидуальной молитвы, чтобы каждый мог простить своих обидчиков. Следующим этапом была молитва о внутреннем исцелении. Но я и представить себе не мог, что эта молитва повлечёт физическое исцеление. Сразу же после её окончания два человека засвидетельствовали исцеление от физических недомоганий. Один из них долгое время страдал от болей в груди после открытой операции на сердце. Во время молитвы о прощении он думал о своём начальнике, которого презирал и считал непорядочным человеком. Вначале он не чувствовал себя в силах простить, но потом, после длительного молчания, он, наконец, стал просить Господа дать ему силы простить своего обидчика. И в тот же момент этот человек перестал ощущать боль в груди. С того момента, как я начал участвовать в молитвах об исцелении, я всё яснее понимаю, почему Иисус, говоря о молитве, так настаивал на необходимости прощать врагов. Он намного больше говорил о жестокосердии и непрощении, чем, например, о пьянстве или вожделении. Похоже, существует тесная связь между прощением врагов и ответом Отца на наши молитвы: “И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши” (Мк 11,25). По-видимому, спасительная, исцеляющая и всепрощающая любовь Бога не может изливаться на нас, если мы не позволяем ей изливаться на других. Если мы отказываемся простить ближних, мы тем самым не позволяем Божьей любви проникнуть в наши сердца. Всё это ясно выражено в главной заповеди, в которой любовь к ближнему неотделима от любви к Богу: я люблю Бога в той мере, в какой я люблю своего самого заклятого врага. “Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, Иными словами, если мы прощаем, то сами будем прощены; если мы желаем исцеления для каждого человека, в том числе и для своих врагов, то и сами обретём исцеление. Удивительно, насколько мы равнодушны к своим тяжелейшим грехам – горечи и обиде. Мы чутко реагируем, например, на нетрезвое состояние другого человека, подобно как некурящие – на остатки табачного дыма в комнате. Однако нас куда меньше беспокоят горечь и злость, которые мы нередко лелеем в своих сердцах. Мы думаем, что имеем право не прощать; закон справедливости гласит: око за око, зуб за зуб. У нас есть достаточно оснований требовать возмездия. Но Господь говорит нам: “Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому” (Мф 5,38-39). Вот как этот отрывок комментирует отец Джон Маккензи SJ: “Иисус, говоря эти слова, отвергает традиционный принцип самообороны; и Он не заменяет этот принцип каким-то другим, аналогичным. Это высказывание, вероятно, наиболее парадоксально, и именно поэтому оно было чаще, чем другие, подвержено критике рационалистов... Трудно представить себе более ясное и однозначное выражение принципа непротивления злу насилием. Рациональный подход к этим словам Иисуса никоим образом не сможет доказать их несостоятельность, он всего лишь свидетельствует о том, что христианский мир не готов жить по моральным заповедям Христа”. Помню, как когда-то одна женщина попросила меня помолиться о внутреннем исцелении для неё. Когда мы заговорили о её детстве, оказалось, что её глубочайшая проблема – беспричинная ненависть к мужчинам – возникла из-за жестокого и презрительного отношения к ней со стороны братьев, когда она была еще маленькой девочкой. Прежде чем начать молитву об исцелении, я попросил её простить своих братьев. Она отказалась. Я объяснил ей, что тем самым она закрывается для благодати исцеления. Но женщина настаивала на своём. Когда я спросил её, почему она так упрямо держится за свою обиду, которая внутренне разрушает её, женщина задумалась и сказала, что, простив братьев, она бы лишила себя последнего оправдания своей жёсткости и резкости – она бы не могла больше обвинять их. После короткой молитвы она осознала, насколько её позиция несовместима с христианством и с желанием исцеления. Со слезами на глазах она, как могла, простила своих братьев и обрела исцеление, которого искала. Чем чаще я молюсь об исцелении людей, тем больше открываю для себя взаимосвязь между всеми формами исцеления. Церковь издавна пользовалась властью Христа прощать грехи, но я начал обнаруживать ещё нечто иное: - Наши физические болезни нередко далеки от того, чтобы быть благословением и искуплением наших грехов. Куда чаще они свидетельствуют о том, что мы ещё не вполне приняли искупление, дарованное Христом, что мы духовно больны. - Для физического исцеления на первом этапе необходимо прощение грехов, или внутреннее исцеление. - Самое главное – раскаяться в грехах горечи и обиды, которые христиане часто вообще не считают грехами. - Любовь – самое действенное средство, чтобы прорваться сквозь стену холодности, обиды и горечи, не пропускающую Божье исцеление в наши сердца. Самое большое открытие, которое я сделал, – это то, что одной только силы воли часто бывает недостаточно. Мы должны просить Божьей помощи, Его исцеления, которое охватывает все сокровенные уголки нашей души. Какая бы проблема нас ни мучила – горечь, злые наклонности или вожделение – молитва об исцелении непременно поможет нам освободиться. Я расскажу вам самый драматичный случай из своей собственной жизни. Однажды мы проповедовали группе студентов одного из колледжей Коста-Рики. Мы говорили не о грехе и покаянии, а о силе Святого Духа, когда вдруг, к нашему удивлению, вся группа залилась слезами. Позднее мы узнали, что студенты плакали о своих грехах. Это Святой Дух побудил их к покаянию. Думаю, что мы по-человечески часто не в силах простить того, кто нас глубоко ранил или несправедливо с нами обошёлся. Поэтому я молюсь вместе с каждым и прошу Иисуса влить в его сердце Свою всепрощающую любовь. И каждый раз это действительно происходит! Сейчас я понимаю лучше, чем когда-либо, что так тронуло Иисуса в женщине, излившей на Его ноги драгоценное миро: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит” (Лк 7,47). Любовь этой женщины преодолела все преграды, тепло её души говорило о том, что прощение и исцеление действительно наступило. Для Иисуса поток её любви был знаком того, что она приняла прощающую, исцеляющую любовь Отца. Большинству из нас без особой благодати трудно поверить в то, что Господь исцеляет людей. Если же мы всё-таки набираемся смелости и начинаем заступническую молитву, нас нередко охватывает разочарование, когда мы замечаем, что наши молитвы не всегда приводят к исцелению. Особенно этому подвержены люди, имеющие достаточно упрощенный подход к исцелению: “всё, что ты должен делать – это просить исцеления”. Наилучший подход, на мой взгляд, – это понимание, что прежде всего Сам Господь хочет нашего исцеления. Нам нужно верить в исцеляющую силу Бога и молиться об исцелении, одновременно отдавая себе отчёт в том, что перед нами – тайна, и что мы не знаем, будет ли исцелён этот конкретный человек. В своем служении я открыл несколько причин того, почему люди не исцеляются. Некоторыми из них я хочу с вами поделиться: Когда ученики не смогли исцелить бесноватого лунатика, Иисус упрекал их за недостаток веры (см. Мф 17,14-20). Я думаю, что именно по этой причине часто исцеление не наступает; мы скептически относимся к исцелению как явлению, которое выходит за рамки естественных психологических процессов. Но даже и те из нас, кто верит в исцеления, нуждаются в укреплении веры. Сегодня я вижу, что моя вера стала сильнее, чем была несколько лет назад. Мы должны возрастать в вере – даже те из нас, кто был свидетелем чудесных исцелений – чтобы Господь полнее мог использовать нас. Хотя это правда, что некоторые страдания имеют искупительный смысл и высшее предназначение, следует сразу же уточнить, что большинство болезней таковыми не являются. Меня просили молиться за людей, которые на самом деле не хотели освободиться от своих страданий. Мне же виделось, что их болезни разрушительны и не имеют ничего общего с Божиим благословением. Но эти люди были так воспитаны, что их не покидало бы чувство вины, если бы они попросили Бога избавить их от этих страданий. Если ты встречаешь глубоко несчастного человека, угнетённого своей болезнью, то можешь быть уверен, что за него нужно молиться. Я совершенно уверен в том, что врачи и лекарства – орудия, которые Бог обычно использует для того, чтобы вернуть человеку здоровье. Книга Сираха однозначно говорит о том, что после молитвы мы должны позвать врача и не отпускать его, “ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни” (Сир 38,12-14). Некоторые люди впадают в крайность и, противопоставляя материальный мир “сверхъестественному”, говорят, что для исцеления достаточно одной молитвы. Это ложное противопоставление вредит больному человеку и не позволяет ему довериться врачу. В итоге возрастает взаимная неприязнь между религией и наукой. Хотя большинство из нас высоко ценит профессию и труд медиков, мало кто ведёт здоровый образ жизни. Если мы отвергаем натуральные средства, не следует удивляться, когда нас поражают болезни, и молитвы не приносят особого облегчения. Когда твоё тело нуждается в отдыхе, Господь говорит тебе через обстоятельства: “Обрати большее внимание на своё здоровье. Если ты не используешь обычных средств для поддержания здоровья, не жди, что сверхъестественные тебя исцелят. Я хочу, чтобы ты научился жить в равновесии. Ведь ты грешишь против своего собственного тела”. Несколько раз мы молились о внутреннем исцелении людей и думали, что наше намерение доброе, однако ничего не происходило. Тогда мы возвращались к истокам проблемы, доискивались её главной причины, о которой забыли, и просили Иисуса войти в эту ситуацию и исцелить её. И происходило исцеление. Незнание “корней” болезни – это также одна из причин, почему исцелённые не умеют “сохранить” своё исцеление. Некоторые проповедники считают, что причина, почему люди, испытавшие исцеление, затем вновь возвращаются к старому, – это недостаток веры, чтобы закрепить своё исцеление. Действительно, это одна возможная причина. А другая находится не в самом исцелённом человеке, а в тех, кто за него молился, принимая во внимание только симптомы болезни. |
|
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"All rights reserved.Елена
Шеховцова
|