“Слово с нами”, № 6 (33) /2000, стр. 10 |
|
Помилуй меня, Господи! |
|
Что дает нам уверенность в Божьем прощении? Покаянная молитва царя Давида указывает путь. |
|
|
|
В Иерусалиме назревал скандал. Прелюбодеяние Давида с Вирсавией закончились неожиданной беременностью. Тогда, ещё больше усугубляя ситуацию, царь отдал своему военачальнику приказ послать мужа Вирсавии – верного воина по имени Урия – в самую гущу военных действий, на заведомую погибель. Урия погиб, а Вирсавия поселилась в царском дворце. Слухи разнеслись по всему городу, но никто не осмеливался выступить против царя. И вот появляется пророк Нафан с Господним словом для Давида. Нафан рассказывает царю историю об одном богатом человеке, который воспользовался своим положением, чтобы эксплуатировать и грабить своего бедного соседа. Возмущенный услышанным, Давид воскликнул: “Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это” (2 Цар 12,5). “Ты – тот человек, – ответил Нафан. – Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?” (2 Цар 12,7.9). Давид мог солгать, начать оправдываться или даже казнить Нафана. Однако, вместо этого он просто и смиренно принял правду: “Согрешил я...” (2 Цар 12,13). Что дало Давиду силы с такой готовностью признаться в своем грехе? Псалом 51 – глубочайшее выражение покаяния царя – может помочь нам понять, чем был движим Давид и как мы сами можем испытать Божье милосердие. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. (Пс 51,1) Каким бы страшным ни был грех царя, как бы глубоко он ни ранил окружающих людей, Давид не переставал верить в милость и любовь Господа. На протяжении всей своей жизни он видел верность Бога не только к себе, но и ко всему израильскому народу. Давид был свидетелем того, как Господь объединил Своим Заветом в один народ разрозненную группу племен. Царь вновь и вновь видел верность Бога Своему Завету с Израилем. Когда люди грешили и отходили от Ягве, Он призывал вождя, который возвращал к Нему избранный народ. Давид знал, что Господь никогда не отречется от Своей “великой милости” и готовности прощать. Разве может верный Бог оставить одного из Своих детей? Царь не переставал уповать на Божью любовь, несмотря на чувство вины и стыда за совершённые преступления. Вот почему Давид так мужественно признался в своем грехе и воззвал к Божьему милосердию. Это вовсе не означает, что он чувствовал себя вправе требовать прощения. Царь не пытался оправдать свое поведение. Единственное, что он мог сделать, – это довериться милосердию Господа. Веришь ли ты, что Бог любит тебя безграничной и верной любовью? В твоей жизни не было ни минуты, когда бы Он не любил тебя. Господь возлюбил тебя прежде сотворения мира и будет продолжать любить тебя во все времена (ср. Пс 103,17). Его любовь к тебе так сильна, что Он был готов даровать тебе прощение и спасение благодаря искупительной Жертве Своего Сына ещё прежде, чем ты узнал об этом (см. Рим 5,8).
И грех мой всегда предо мною Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. (Пс 51,5) Давид боялся злоупотребить Божьим милосердием. Он знал, что великая истина о любви Господа должна быть связана с не менее важной истиной о греховности человека. Сознание этого стало стержнем покаяния Давида, которое может служить примером для каждого из нас. Господь хочет, чтобы мы, как Давид, брали на себя ответственность за свои грехи. Это необходимо для того, чтобы полнее переживать всепрощающую Божью любовь. Вначале кажется, что намного проще избежать исповедания своих грехов и признания того, что мы нуждаемся в Божьем прощении. Однако, отворачиваясь от правды о своей слабости, мы лишаем Господа возможности освобождать и укреплять нас. Более того, нам захочется оправдать свой грех. К примеру, мы будем считать себя вправе злиться на человека, который нас чем-то обидел. Однако жестокосердие – это отказ от призвания, данного нам Богом, – становиться всё более похожими на Него. Представ же перед Божьей святостью, мы до боли ясно и чётко увидим свою греховную нечистоту. Вот почему царь Давид старался, чтобы его грех всегда был перед ним (см. Пс 51,5). Но как, имея перед глазами свою греховность, не впасть в отчаяние? Другой псалом, приписываемый Давиду, дает нам ответ: “Всегда видел я пред собою Господа” (Пс 16,8). В этом – ключ к истинному покаянию. Возносить своё сердце, чтобы созерцать красоту и славу Бога, и одновременно помнить о том, что ты носишь в себе склонность к греху. Проси Святого Духа, чтобы Он наполнил твое сердце очищающей Божьей любовью, и тогда ты освободишься от тяжести греха и будешь преображаться в подобие Христа. Вот, Ты возлюбил истину в сердце, и внутрь меня явил мне мудрость Твою. (Пс 51,8) Изо дня в день Иисус стучит в дверь твоего сердца, чтобы сказать тебе правду, которая освободит тебя: ты нуждаешься в Нем, исполненном любви и милосердия к тебе. Эта правда может причинять боль в минуты, когда мы переживаем свою греховность, но Священное Писание говорит, что Иисус не стыдится назвать нас своими братьями и сёстрами (см. Евр 2,10-11). Преображающая сила покаяния исходит не от нас самих, не от нашей готовности признавать свои грехи и просить Бога о прощении, но от Святого Духа, Который глубоко укореняет правду в наших сердцах. Святой Дух стремится открыть нам всю истину – не только о нашей греховности, но также о благодати и всепрощающей любви Иисуса Христа. Мы верим, что именно Дух помогает нам увидеть свои грехи в свете величия и святости Сына Божия. Если мы поймём, что только покаяние несет мир нашим сердцам, мы не сможем не последовать примеру Давида. Для него важнее был не грех, а та любовь, которую он питал к Богу. Святой Дух приходит не для того, чтобы обличать и осуждать, но чтобы побуждать к покаянию. Он утешает нас, показывая наши глубочайшие нужды и одновременно силу Христа, готового в любую минуту выйти нам навстречу. Святой Дух особенно утешает нас, когда мы чувствуем тьму в своём сердце. Подобно Нафану, пришедшему с правдой к царю Давиду, Святой Дух приходит к каждому из нас, чтобы помочь нам увидеть свой грех. Сокровеннейшее стремление Бога – привести нас к Своему Сердцу и уподобить Себе. Он жаждет излить на нас Свою любовь и страдает, когда мы отвергаем этот дар. Глядя на свои грехи, мы стараемся очиститься прежде, чем предстанем перед Господом. Но смиренный и милосердный Бог просит нас позволить Ему очищать нас. Он знает, что мы не способны очиститься сами, и поэтому непрестанно призывает нас в любом состоянии духа прибегать к Нему за прощением и освобождением. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня… Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс 51,12-13.19) Наиболее мучительным было для Давида не то, что он нарушил Закон, а то, что своим грехом он разорвал связь с Богом. Сама мысль о жизни вдалеке от Господа была страшна. Этот человек, глубоко любивший Бога несмотря на свою слабость, страстно желал вернуться к Тому, Кто оставался верен ему на протяжении всей жизни. Давид также понимал, как высоко Господь ценит “сокрушение” своих детей. Бог хочет, чтобы мы пришли к Нему и увидели, насколько нам необходимы Его прощение и исцеление – не потому, что Ему нравится видеть нас страдающими, а, напротив, потому, что такое духовное “сокрушение” позволяет нам открыться действию Святого Духа. Иисус возвестил: “Блаженные нищие духом; ибо их есть Царство Небесное” (Мф 5,3). В приложении к этой статье мы предлагаем небольшую схему испытания совести, которое ты можешь проводить в завершение каждого дня. Ежедневно хотя бы несколько минут уделяй покаянной молитве. Проси Господа, чтобы Он помог тебе исследовать твоё сердце и освободил тебя от тяжести греха и вины. Проси, чтобы Он сделал твое сердце подобным сердцу царя Давида – мягким, податливым, полным любви и милосердинебесного Отца.
Перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. (Пс 37,8) Позволил ли я негодованию и гневу на кого-либо укорениться в моем разуме? Есть ли человек, которого я должен простить, или отношения с кем-то, которые должны быть поправлены? Когда меня кто-то обидит, закрываюсь ли я от этого человека, пытаюсь отомстить ему или прощаю? Ищу ли я возможности примириться или позволяю “горькому корню” обиды войти в мое сердце (ср. Евр 12,15)? Позволяю ли я моему настроению управлять мной дома или на работе? Отказываюсь ли я не давать воли своим эмоциям, ища мира и исцеления у Господа? Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи... (Пс 19,15) Прославляю ли я Христа в своих молитвах за Его величие и за то, что Он сделал для меня? Или я сосредоточен только на своих проблемах? Использую ли я свои уста для созидания других или разрушения? Сплетничал ли я, подхватывал ли нить лжи, клеветы или интриг? Рассказывал ли циничные анекдоты или слушал их, когда рассказывали другие? Не надейтесь на грабительство, не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. (Пс 62,11) Смотрю ли я на Христа как на своё самое драгоценное сокровище и исполнение глубинных желаний моего сердца? Не ставлю ли я свою работу и карьеру выше моих отношений с Господом? Участвовал ли я в каких-либо нечестных сделках? Обращался ли я с кем-либо на работе несправедливо или пытался обманывать людей, находящихся у меня в подчинении? Завидую ли я кому-нибудь? Позволяю ли зависти и чрезмерным желаниям материальных благ руководить моим разумом и действиями? Кто взойдёт на гору Господню?.. Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто. (Пс 24,3.4) Давал ли я волю похотливым мыслям или фантазиям? Смотрел ли я порнографические фильмы, журналы и фотографии? Чистым ли взором я смотрю на других людей? |
|
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"All rights reserved.Елена
Шеховцова
|