Слово с нами, № 3 / 2000, стр. 44 |
|
Никогда не отступать! |
|
Жизнь Шарля де Фуко |
|
Бог не мешал его упрямому поиску приключений Он направил его энергию к Евангелию |
|
. |
|
Стоявший ранним октябрьским утром 1886 года перед исповедальней в церкви святого Августина 28-летний дворянин тогда еще не предполагал, как драматично вскоре изменится его жизнь. Весь Париж знал виконта Шарля де Фуко как бонвиана, участника бесшабашных развлечений и бесстрашного исследователя. Но большинство людей не представляли, как глубоко он жаждал найти смысл жизни. Когда де Фуко приблизился к священнику, чтобы получить наставление, тот приказал, чтобы Шарль встал на колени, исповедался за всю прожитую до этого момента жизнь и принял причастие. Результат был мгновенным. Шарль де Фуко почувствовал, как будто яркий свет рассеял темноту и сомнения, многие годы довлевшие над ним. Сбросив бремя грехов, он вышел из храма новым человеком. Кто-то может подумать, что этот новый человек, чтобы начать служить Богу, должен стать совсем другим человеком, совершенно новой личностью. Но Господь не хотел другого человека. Он хотел, чтобы этот новый человек стал Его, Бога, отражением. Де Фуко должен был отвратиться от своих грехов. Но его дисциплина, энтузиазм и стойкость в стремлении к цели – пропущенные сквозь очищающий огонь креста – должны были стать огромной ценностью для Царства Божия. Шарль де Фуко родился в 1858 г. в богатой дворянской семье. Его родители умерли, когда ему едва исполнилось шесть лет. Шарль и его младшая сестра остались на руках у дедушки. Шарль воспитывался в духе внешней, показной религиозности. Но он был упрям и поэтому обычно делал всё, что хотел. Самое сильное духовное влияние на него в то время оказывала его кузина Мари де Бонди. Она направляла его в духовных чтениях и была примером в жизни. Но Шарль никогда не был глубоко увлечен религией, и когда Мари вышла замуж и уехала, он отвернулся от Церкви. По семейной традиции все мужчины были военными, и в 1876 г. Шарль поступил в военную академию Сен-Сир. Там он стал легендой, но не из-за выдающихся успехов в учебе или военном мастерстве, а из-за распутства, ухлестывания за женщинами и мотовства. Его друзья-кадеты любили этого пухлого гурмана за то, что им не надо было платить за вино и закуску. Так постепенно он промотал все наследство, оставленное ему дедушкой. С течением времени такие кутежи перестали доставлять удовольствие молодому офицеру. Не принесло радости даже то, что ему удалось взять с собой в Северную Африку любовницу, выдав ее при переезде границы за свою жену. Когда его разоблачили, шумиха вокруг его любовницы длилась намного дольше, чем его радость от удавшегося приключения. Когда полковник поставил перед ним ультиматум, де Фуко отказался отправить женщину во Францию. В итоге Шарль был уволен с действительной военной службы. Уже тогда красота Африки очаровала его душу. И когда два месяца спустя Шарль узнал, что его полк отправили сражаться в Алжир, он попросил принять его снова на службу. Участие в сражениях закалили де Фуко, а примеры религиозного пыла мусульман возбудили в нем интерес к вере. Но его упрямая натура осталась неизменной и, следуя семейному девизу “никогда не отступать!”, он отклонил предложение присоединиться к экспедиции в Алжир, ушел из армии и отправился в свою собственную экспедицию в Марокко. Со свойственным ему упорством де Фуко выучил арабский и еврейский языки (он выдавал себя за раввина, так как христианство в Марокко было запрещено). Он ограничил свои ежемесячные расходы с 4000 франков до 350. Результаты его экспедиции значительно расширили знания о топографии, географии и культуре Марокко. За эти исследования Парижское Географическое общество наградило его в 1885 г. Золотой медалью. Но, что более важно, это путешествие заложило фундамент возвращения де Фуко к Богу. Шарль де Фуко перестал считать, что религия нужна только темным и слабым людям, и начал искать истину. Его глубоко поразила религиозность евреев и мусульман, которые молились во время боев. Но он был продуктом французской “эпохи разума” и не мог принять “нелогичных” христианских истин, например, тайны Святой Троицы. Теплая семейная атмосфера успокоила его внутреннее смятение, когда он приехал в Париж. В доме своей тети Инес он встретил много уважаемых и искренних католиков, среди которых был отец Ювелин, аббат церкви св. Августина, духовный наставник его кузины Мари. Сила характера и притягательность ума отца Ювелина удовлетворили рационалистические возражения де Фуко, а доброта и сострадание аббата тронули сердце молодого Шарля. Де Фуко начал ходить в церковь и молиться: “Боже, если Ты есть, позволь мне познать Твое существование!”. Шарль, завидовавший вере своей кузины Мари, возвратился к вере своего детства. Он надеялся, что когда больше узнает о христианском учении, его жажда утолится. Октябрьским утром он пришел к аббату Ювелину, чтобы услышать духовное наставление. Требование священника, чтобы Шарль исповедался, помогло ему осознать, что только одно может удовлетворить его тоску: крест Христов. Одно лишь наставление никогда бы не преобразило этого человека и не дало его сердцу покоя. Ключ был в том, что Шарль признал грехи и отрекся от них, принял прощение и пригласил Иисуса в свое сердце. С этой минуты жизнь своенравного нигилиста стала совершенно другой. Как позже признался де Фуко: “Когда я однажды увидел, что Бог существует, я не мог сделать ничего другого, как жить для Него”. Шарль де Фуко решил полностью посвятить себя Богу и стать монахом. Он выбрал орден монахов-траппистов из-за их бедности и стремления жить скрытой жизнью Иисуса в Назарете. Шарль ушел в монастырь Матери Божьей Снежной, самый бедный во Франции, а потом перешел в еще более убогий монастырь Марии Матери Пресвятого Сердца в Сирии. Но даже устав траппистов казался ему слишком легким. Его решительная натура, теперь очищенная благодатью, толкала к полному отречению от себя. Он жаждал основать орден, монахи которого бы подражали Христу в жизни в совершенной бедности, а поклонение Евхаристии было бы центром их духовной жизни. В 1896 г. де Фуко оставил траппистов и провел три года отшельником в Святой Земле. Он жил в бедности и созерцании, работая садовником в женском монастыре бедных кларисок. Как он писал позже, он “искал именно такой жизни”. Но его скрытая жизнь вскоре должна была закончиться. Шарль решил учиться в семинарии и стал священником в 1901 г. Тогда и началась его настоящая карьера. Де Фуко не хотел служить в приходе где-нибудь во французской деревне. Он рвался туда, где была величайшая потребность: в Африку. Легко заметить, как Бог использовал его характер, чтобы приготовить к такой миссии. Его юношеские выходки уступили место преданности Иисусу, любви к Евхаристии и жажде спасения душ. Его природные склонности наконец смогли развиться для служения Царству Божию. Он был упрямым и бесстрашным, и жизнь в пустыне не пугала его. Военная подготовка и опыт путешествий позволили Шарлю с доверием противостоять опасностям этих земель и их непредсказуемым жителям. Первым полем деятельности де Фуко стал французский гарнизон в Бени-Аббесе, на краю пустыни Сахары в южном Алжире. Шарль прожил там с 1901 до 1905 года. Свою цель он описал Мари де Бонди так: “Я хочу быть близким каждому человеку – христианину, мусульманину, иудею, язычнику – и чтобы каждый хотел видеть во мне брата”. Поэтому он называл себя не “отцом”, а “братом Шарлем Иисуса”. Кроме многих часов, проведенных в молитве, брат Шарль уделял таинства людям, служившим в гарнизоне. Но вскоре все его свободное время стала занимать работа с местными жителями. Он ухаживал за больными, делился едой и кровом со всеми, кто приходил к нему (ежедневно 60-100 человек), и собирал деньги на выкуп рабов. Когда старый друг Шарля по Сен-Сиру, ставший генералом, предложил ему отправиться вместе в путешествие в глубь пустыни, в земли туарегов, он с радостью согласился. В течение двух следующих лет де Фуко путешествовал по всей пустыни, посещал кочевников-туарегов, учил их язык и переводил для них Евангелие. Упрямый исследователь Марокко стал еще более упрямым свидетелем Христа. В конце концов брат Шарль осел в Таманрассете, где провел одиннадцать лет. Он писал о своем видении евангелизации: “Я должен завоевать доверие туарегов, подружиться с ними, оказывать им маленькие услуги, давать им полезные советы, тактично направлять их к естественной вере, показать им, что мы, христиане, их любим. Это всё, что мы можем сделать для большинства из них здесь... или еще где-нибудь”. Он изучал культуру туарегов и переводил их фольклор. Он помогал им пищей, лекарствами, давал им швейные иглы, поощрял их интерес к изучению земледелия. Его дом быстро стал центром любви, а его самого называли христианским “марабу” (что означает “святой человек”). Политическая ситуация в Сахаре всегда была нестабильной, а с началом Первой мировой войны напряженность сильно возросла. Германия и Турция всеми возможными способами подстрекали народы пустыни к восстанию против французов. Брат Шарль, опасаясь кочевых племен, которые могли поддаться этой пропаганде, построил укрепления, где он мог жить и служить святую мессу. Этого места было достаточно, чтобы в случае нападения там могли укрыться все жители Таманрассета. Сам де Фуко не боялся смерти, об этом свидетельствовала надпись на его записной книжке: “Живи так, как будто сегодня ты должен умереть мученической смертью”. Но он хотел спасти своих “прихожан”. 1 декабря 1916 г. брат Шарль Пресвятого Сердца Иисуса услышал стук в дверь. Он ждал почтового курьера, но вместо него увидел вооруженных до зубов мусульман, которые выволокли его из жилища, и когда он встал на колени, чтобы молиться, приставили к его голове дуло винтовки. Минутой позднее, когда брат Шарль порывался предупредить об опасности двух приближающихся французских солдат, бандит нажал на спуск. Больше всего в жизни Шарля де Фуко огорчало то, что у него не было собратьев, которые бы присоединились к нему. Но после его смерти возникло по меньшей мере восемь монашеских орденов и общин мирян, которые стремятся следовать его идеалу молитвы перед Пресвятыми Дарами, служить бедным и жить евангельской любовью. В смерти Шарля де Фуко исполнился его любимый стих из Священного Писания: “Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода” (Ин 12,24). |
|
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"All rights reserved.Елена
Шеховцова
|