Слово с нами, № 9 (27), 1999, стр. 56 |
|
Под сенью Креста |
|
Святая Эдит Штайн (1891–1942) |
|
Эдит вступила в кармелитский монастырь в Кельне в октябре 1933 г. в возрасте сорока двух лет. Она ожидала, что такая перемена жизни будет трудной для нее, женщины средних лет, профессора, но чувствовала себя совершенно удовлетворенной. С характерной для нее энергичностью, с которой она бралась за любое дело, Эдит окунулась в монашескую жизнь. Даже домашние обязанности, которые были совершенно ей незнакомы, стали возможностью возрастать в смирении и любви. Ее усилия, иногда очень неуклюжие, все больше и больше внушали любовь к ней у ее новых сестер. Во время монашеских обетов Эдит взяла себе имя Тереза Бенедикта Креста. Она выбрала “Терезу” в честь Терезы Авильской, “Бенедикту” (что означает блаженная, благословенная) – в честь монахинь-бенедиктинок, с которыми она жила восемь лет. Наконец, добавив “Крест”, ее имя могло также означать “Тереза, Благословенная Крестом”. Крест стал поворотным моментом жизни Эдит, когда она столкнулась с победой молодой вдовы над смертью, и это было самым важным в ее жизни с Христом. Глубину, с которой Эдит отождествила себя с крестом, показывает ее реакция на растущие преследования ее народа – иудеев, страдающих от рук нацистов: “Я сказала Спасителю, что поняла, что это был его Крест, который теперь возложен на еврейский народ, и что на немногих, кто это понял, лежала ответственность переносить страдания от имени всех, и что я хотела делать это, пусть Он только покажет мне, как я должна поступать”. Время шло, Эдит училась тому, как ее сущность на самом деле будет соответствовать ее имени – училась нести крест Спасителя. Ночью 9 ноября 1938 г. в Германии эсэсовцы начали повсеместный погром, они врывались в еврейские дома, синагоги, предприятия, разбивая окна, нападая на иудеев и уничтожая их собственность. Депортации в трудовые лагеря участились до ужасающего темпа, и евреи предпринимали отчаянные попытки бегства из Германии. Эдит знала, что не может оставаться в Кельне, этим она подвергла бы всех сестер в ее монастыре серьезной опасности. Итак, 31 декабря 1938 г., под покровом ночи она пересекла границу Голландии и ее переправили в кармелитский монастырь в Эхте. Годом позже она соединилась со своей сестрой Розой, которая также приняла Христа и стала католичкой. В 1940 г. нацисты захватили Голландию и начали высылать евреев и оттуда. Принадлежность Эдит к Католической Церкви защищала ее, но только на некоторое время. К началу 1942 г. ее и Розу стали часто вызывать в штаб нацистов, где их подвергали долгим и устрашающим допросам. 26 июля послание епископа Ульрихта (Голландия), в котором он высказался против фашистских оккупационных войск, депортирующих иудеев, было прочитано во всех храмах Католической Церкви в Голландии. 2 августа, в ответ на послание епископа, все католики еврейского происхождения в Голландии были арестованы. В тот же день, после полудня, два офицера прибыли в монастырь и дали Эдит и Розе пять минут, чтобы собрать все необходимое. Когда они подошли к ожидающему их автомобилю, Розу охватило беспокойство, она выглядела совершенно потерянной. Взяв ее за руку, Эдит сказала спокойно: “Пойдем, Роза. Мы идем за наш народ”. Следующие семь дней они провели в тюремном лагере, затем их погрузили в железнодорожные вагоны для перевозки скота. Множество людей впали в страх и уныние, но Эдит оставалась спокойной. Она видела всю глубину страданий своего народа и начала испытывать их сама. Эдит очень изменилась: некоторые говорят, что она выглядела так, как будто ее пронзала страшная боль в сердце, но не за себя, а за людей. Наконец, 9 августа 1942 г. Эдит и Роза с тысячами их собратьев-иудеев прибыли в Освенцим, где, наиболее вероятно, в этот же день они были убиты в газовой камере. 25 января 1987 г. Папа Иоанн Павел II беатифицировал Эдит Штайн как мученицу Холокоста, а 11 октября 1998 г. она была причислена к лику святых. Тереза Бенедикта Креста была одной из нескольких миллионов христиан, погибших в фашистских концентрационных лагерях. То, как Эдит встретила смерть,– прекрасное свидетельство преображающей силы креста Христова. Каждый мученик, так или иначе, живет, стараясь подражать Христу, Который сказал о Себе: “Я есмь пастырь добрый: пастырь, который полагает жизнь свою за овец …никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю” (Ин 10,11.18). Эдит охотно отдала свою жизнь – намного раньше, чем прошла через ворота Освенцима. С момента своего крещения эта умная и независимая женщина стремилась жить просто и подчинять свою жизнь воле Христа. Это повиновение проявилось в ее согласии на десть лет отсрочить уход в монастырь, в ее постоянном освящении жизни молитвой и, наконец, в том, что она стала монахиней, оставив жизнь всеми уважаемой, хладнокровной женщины академического мира. Силой креста Эдит смогла отречься от жизни, основанной на страстях, которые заслоняли ей видение Христа Распятого. Силой того же самого креста Святой Дух сделал ее способной отдать жизнь за свой народ, молясь об искуплении для всех, кто страдал, как она. Возможно, самый поразительный свидетель “мученической смерти перед смертью” Эдит – ее последнее завещание, которое она составила в монастыре в Эхте в 1939 г.: “Я радостно принимаю заранее смерть, которую Бог предназначил для меня, в совершенном повиновении Его святой воле. Пусть Господь примет мою жизнь и смерть для чести и славы Своего имени, для нужд Его святой Церкви … для еврейского народа – собственности Господа и Его царства, входящего во славу, для избавления Германии и мира во всем мире и, наконец, для всех моих близких, живых и мертвых, и всех, кого Бог дал мне: ни один из них не может быть потерян”. Несмотря на то, что Эдит Штайн может казаться далекой от современной жизни, она жила проблемами, которые занимают нас сегодня. Она испытала ужасную действительность двух мировых войн и культа высшего разума. Может быть, поэтому она – “нетипичная” святая. Эдит не познала Иисуса с детства, не ушла в монастырь в молодости. Она должна была противостоять реальности этого мира, исходить его пути, пережить глубокий кризис. И поэтому она может быть светом, проясняющим нашу действительность, потому что она переживала и переносила наши проблемы, боролась и искала решения и также потому, что Бог позволил ей найти себя. Жизнь Эдит была прекрасной мистерией, которая удивляет и поражает всех, независимо от их credo, в том числе и тех, для которых нет другого credo, кроме их собственного разума. Эдит Штайн, еврейка и философ, сумела предвосхитить то, что начиная со Второго Ватиканского Собора, представляет собой основополагающие ценности христианской жизни. Ее актуальность – это не только плод огромных знаний и способности войти в проблематику человека, но принципиально это знак глубокого единения с Богом и понимания исторических событий в перспективе веры. Отсюда Эдит умела черпать то, что существенно, и поэтому ее доктрина – свет для людей нашего времени. Нелегко в нескольких словах описать все богатство ее богословского опыта. Один из самых важных – познание Креста. Познание Креста – это не только название ее последней работы, это и девиз ее жизни, и призвания в Кармель. Всю свою надежду она заключила в искупительной ценности Креста Христова. Поэтому ее молитва и посвящение бесценны. Крест означает путь последователей Христа, путь, ведущий не в тупик, а к славе воскресения. Без Креста исчезает источник жизни и надежды Церкви. Крест – знак всех тяжестей и трудностей повседневной жизни. Знак света, возносящегося над тьмой греха. Крест – таинственная сила, подвигающая к апостольству. “Мир объят пламенем. Хочешь его погасить? – писала Эдит в Воздвиженьи Креста. – Посмотри на Крест. Из открытого сердца Христа истекает Кровь Искупителя, гасящая адское пламя. Освободи свое сердце верностью твоего призвания и в нем откроется поток животворящей Божьей любви, заливающей все вокруг. Ты ненавидишь стоны раненых в военных лагерях на Востоке и Западе? Ты не врач и не медсестра и не можешь перевязать их раны. Ты – плод в своей келье и не можешь их достичь. Ненавидишь крики умирающих в агонии? Ты хотела бы стать священником, чтобы быть близко к ним. Тебя волнует плач вдов и сирот? Ты хотела бы быть ангелом утешения, чтобы им помочь. Смотри на Распятого. Если ты, как невеста, соединена с Ним, верна обетам, то твоя кровь – это Его драгоценная кровь. Соединенная с Ним ты, как и Он, – всемогуща. Ты не можешь им помочь так, как врач, медсестра или священник. Силой Креста ты можешь пребывать на всех фронтах, во всех местах страданий. Твоя милосердная любовь приведет тебя куда угодно. Это любовь Сердца Христа расцветает в каждом – в ком Его драгоценнейшая Кровь, которая поднимает, освящает и спасает”. Патриция Митчел, Франческо Санчо Фермин |
|
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"All rights reserved.Елена
Шеховцова
|