Слово с нами, № 2 (20), 1999, стр. 54

Пионеры экуменизма


Страницы Ветхого Завета полны жизнеописаний людей, чей пример заступнической молитвы может воодушевить и научить нас. Эти люди стремились прежде всего к тому, чтобы постичь помышления Бога и Его волю. Исполненные Святым Духом, они размышляли над словом Божиим, стремясь познать как им молиться и о чём. Эти мужи и жёны Израиля подчиняли свои мысли и желания воле Бога. Они больше доверяли словам Господа, обращённым к ним, нежели своему разумению или мнению других людей. И потому давали свидетельство того, что молитва праведника всемогуща и действенна (Иак 5,16-18).

Собравшись в Риме в 1962 году на открытии Второго Ватиканского Собора, отцы Собора констатировали одну из самых болезненных и острых проблем христианского мира: разделение. В историческом Декрете об экуменизме они признали, что христианская схизма “явно противоречит воле Христа, является соблазном для мира и вредит самому святому делу – проповеди Евангелия всей твари” (Декрет об экуменизме, 1).

Отцы Собора смогли сделать это полное драматизма заявление потому, что за несколько десятков лет до начала Собора некоторые люди, движимые Святым Духом, уже начали действовать и молиться за достижение единства всех христиан. Так началось экуменическое движение. В его становлении особую роль сыграли три католических священника, переживших во время II мировой войны тюремное заключение и преследования: Макс Йозеф Мецгер, мученик веры, Поль Кутюрье, святой ходатай за единство христиан, и Ив Конгар, всемирно известный богослов.

Макс Йозеф Мецгер

Макс Мецгер (1887-1944) родился в районе Шварцвальд в Германии, был рукоположен в священники во Фрайбургской епархии в 1911 году. Один из биографов описывает его как “разносторонне одаренного человека с открытым чувствительным сердцем и страстным темпераментом”. После окончания I мировой войны, во время которой он служил викарием и военным капелланом, Йозеф прилагал все усилия для сохранения мира. Он часто общался с людьми, которые не были ни католиками, ни вообще христианами, и это научило его сопереживать каждому человеку.

В этот период Мецгер принимал активное участие в деятельности нескольких международных пацифистских организаций. Он был пламенным проповедником, автором многочисленных статей, учредителем издательства. В 1919 году Мецгер основал Миссионерское Общество Белого Креста – группу, состоящую из клира и мирян, как семейных, так и одиноких, которая стремилась проповедовать простоту евангельской жизни и нести любовь Христа алкоголикам, пожилым и немощным людям.

Наверно, его самая важная работа началась в 1938 году, когда он основал братство Una Sancta (единая святая — прим. ред.) для восстановления диалога между протестантами и католиками в Германии. Это братство призывало всех христиан молиться за единство и “строить мосты, интеллектуальные и духовные, между разделенными христианскими конфессиями, подчеркивая, скорее, то, что нас объединяет, чем то, что разъединяет”. Una Sancta стремилась не обращать в католичество, а разъяснять христианам многие аспекты христианства, общие для всех церквей. Мецгер надеялся, что журнал братства Una Sancta, межконфессиональные дискуссии, лекции и брошюры будут способствовать взаимопониманию и преодолению предрассудков.

Когда в 1933 году к власти в Германии пришла партия национал-социалистов, Мецгер стал ее убежденным противником. В 30-е годы по политическим мотивам его неоднократно арестовывали нацисты. В 1943 году его снова арестовали и приговорили к смерти за государственную измену. Услышав этот приговор во время сфальсифицированного судебного процесса, он сказал: “Теперь все кончено. Я спокоен, потому что пожертвовал свою жизнь Богу за мир на земле и за единство Церкви”. Незадолго до смерти (17 апреля 1944 года) он в последний раз принял Св. Причастие со словами: “Теперь, Господи Иисусе, я приду скоро”.

Поль Кутюрье

Поль Кутюрье (1881-1953) был рукоположен во Франции в Лионской епархии в 1906 году. Последующие 40 лет он был преподавателем в лионском католическом колледже. Работая с русскими эмигрантами, Кутюрье заинтересовался Православной Церковью. Его глубоко огорчал тот факт, что она находится в схизме с Римом, но утешением для него были слова православного митрополита: “стены разделения не достигают неба”.

Кутюрье проявил большой интерес к Октаве Единства (18-25 января), в наше время называемой Неделей Молитвы за Единство Христиан. По его инициативе она прошла во Франции, Германии и других странах. Отец Поль подчеркивал, что истинный экуменизм заключается прежде всего не в том, чтобы все обратились и стали членами Римско-католической Церкви, а в том, чтобы каждый участвовал в молитве за единство христиан.

Кутюрье чувствовал, что недостаточно молиться за других христиан; мы должны молиться вместе с ними. Его великим желанием было “воочию увидеть единство Царства Божьего, которого жаждет Христос, достигнутое Егосредствами”. Он настаивал: “мы должны неустанно молиться и постоянно просить о чуде полного воссоединения”.

Вклад Кутюрье в дело христианского единства часто называют “духовным экуменизмом”. Он считал, что совместные усилия верующих должны стать “параллельным маршем христианских общин в направлении того единства, которое Христос хочет достичь в Своей Церкви”. Одновременно он призывал богословов к серьезному обсуждению вопросов, связанных с экуменизмом. В 1937 году Кутюрье стал одним из основателей Groupe des Dombes — ежегодной встречи французских и швейцарских священников и пасторов, на которой обсуждались вопросы экуменизма. Убежденный, что духовная зрелость христиан — необходимое условие единства, Кутюрье призывал римских католиков, протестантов, православных и англиканцев к совместной молитве “за единство Церкви Иисуса Христа, когда Он хочет и как Он хочет”. По мнению Ива Конгара Кутюрье внес “огромный” и “решающий” вклад в дело христианского единства, потому что он дал экуменизму “сердце, полное любви и молитвы”.

Ив Конгар ОР

В 1960 году я взял интервью у Ива Конгара, которое было опубликовано в моей первой книге Богословы за работой. В последующие годы мы переписывались, и меня всегда потрясали его блестящая эрудиция и активность в деле экуменизма. Несмотря на болезни, которые его постоянно преследовали, он был потрясающе деятельным человеком.

Конгар (1904-1995) часто говорил о своем “экуменическом призвании”. Он распознал его в 1930 году во время реколлекций непосредственно перед рукоположением. Тогда большую часть времени Ив посвятил размышлению над словами первосвященнической молитвы Иисуса из 17 главы Евангелия от Иоанна, особенно Его молитвы за верующих “да будут все едино: как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе” (Ин 17,21). “Я отчетливо понял, — говорил он, — что мое призвание — трудиться для единства всех, кто верует в Христа”.

Страстное желание экуменизма уходило корнями в детство Конгара. Среди его друзей было много детей из иудейских и протестантских семей, их родители были друзьями его родителей. Во время I мировой войны немцы сожгли приходскую церковь, и тамошний пастор разрешил католикам пользоваться для отправления Святой Мессы маленькой протестантской часовней. Позже Конгар вспоминал о том, что его сердце часто горело желанием как-то отблагодарить протестантских братьев за все, что они для него сделали. Во время II мировой войны Ив служил военным капелланом во французской армии, затем его захватили в плен, и он провел пять лет в заключении в Германии. Многие из его товарищей были протестантами и англиканцами.

В то время, как Кутюрье создавал “духовный экуменизм”, Конгар был вдохновителем “богословского экуменизма”. По его мнению, углубленные исторические и богословские исследования крайне необходимы для того, чтобы разные Церкви смогли понять друг друга. Его библиография (ок. 3000 названий) включает книги, монографии, статьи и рецензии. Объектом серьезнейших исторических исследований Конгара было развитие идей, связанных с сущностью, структурой и реформой Церкви, вопросами о мирянах и святыми таинствами. Он был хорошо знаком с христианским Преданием, а также с православной и протестантской литературой. Как член Богословской Комиссии Второго Ватиканского Собора Конгар сыграл немаловажную роль в принятии ряда важных документов: Догматической конституции о Церкви, Догматической конституции о Божественном Откровении и Декрета об экуменизме.

Последнее десятилетие своей жизни Ив провел в военном госпитале, где он и умер в 1995 году. Церковь отметила его вклад в экуменическое движение, присвоив ему в 1994 году почетный титул кардинала. Кардинал Виллебрандс, представляя Конгара в кардинальской шапке и с перстнем на пальце – знаками его нового положения – сказал: “Вы приготовили пути воссоединения разделенных христиан, так что движение объединения стало общим движением молитвы, обучения и надежды”.

Продолжая работу

К сожалению, христиане по-прежнему далеки от единства. Необходимо продолжать и развивать то, что было сделано этими тремя пионерами экуменизма. Единство христиан — это Божий дар. Мы глубоко убеждены в том, что полное единение непременно наступит. По словам апостола народов: “Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа” (Флп 1,6).

Отец Патрик Гренфилд OSB,

профессор систематической теологии

Американского Католического Университета в Вашингтоне

Назад

 
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"
All rights reserved.
Елена Шеховцова
Revised: 23 дек 2000 14:00:35 +0300
Hosted by uCoz