ИСТОРИЯ ХАРЬКОВСКОГО ПРИХОДА УСПЕНИЯ ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Расцвет жизни прихода в начале ХХ века

Первая мировая война 1914-1916 гг.

_

 1914 год знаменателен для Харьковского прихода Успения Божьей Матери тем, что начинается издание католического ежемесячника «Приход Харьковский» В этом году черное крыло первой мировой войны коснулось судьбы многих европейских народов.  В Харькове закрывают Австро-Венгерское и Немецкое консульства.  Идет полная мобилизация в Российскую армию.  Харьковские римско-католические священники приводят к присяге солдат тех полков, которые сформированы и стоят в Харькове.  о.Владислав Сосинский, который приехал в октябре 1914 г. в Харьков шестым викарием, приводил к присяге, например, 28-й, 29-й, 30-й и 31-й пехотные запасные полки, которые стояли в Харькове.

После Брусиловского прорыва в Галиции (в августе 1914 г.) к Харьков поступают раненые военнопленные Австро-Венгерской армии: немцы, поляки, словаки, чехи, венгры, итальянцы, русины.  В Харькове находятся 82-й, 83-й и 87-й сведенные эвакуационные госпитали.  83-й сведенный эвакуационный госпиталь на 420 кроватей размещался в доме 3-ей гимназии (по ул. Гоголя,5 - напротив храма Успения Божьей Матери).  Раненые российские и австро-венгерские воины находились также в Олександровской городской больнице (по ул. Благовещенской 25), Николаевской городской больнице (по ул. Корсиковской), в Холодногорском госпитале, в 84-ом, 85-ом, 86-ом, 88-ом и 89-ом сведенных эвакуационных госпиталях, в хирургической больнице Тринклера (по ул. Чернышевской, № 11, что рядом с богодельней ХРКЦ).  С 1914 г. по 1917 г. в Харькове умерло от болезней и ран больше 1000 военнопленных, преобладающее количество которых были римо-католиками.  Похоронные обряды над ними осуществляли также священники ХРКЦ.  Умерших католиков, как российских, так и австро-венгерских военнопленных, хоронили на Кирилло-Мефодиевском кладбище (сейчас парк им. Артема по просп. Московскому).  Хотя в Харькове было и отдельное кладбище для римо-католиков, точнее римо-католиков и лютеран.  Оно находилось в конце ул. Большой Немецкой (в данное время - ул. Пушкинская).  Это кладбище назначалось только для местных харьковских католиков.  Католиков, которые жили в Харьковской губернии, прятали на местных православных кладбищах.

Но знаем, что во время первой мировой войны умерших эвакуированных католиков из гражданского населения, умерших воинов российской армии, а также умерших пленных австро-венгров хоронили как раз на Кирилло-Мефодиевском кладбище.  На территории этого кладбища действовала православная церковь. Известно, что для погребений католиков там был выделен отдельный участок.  Также на этом же кладбище были позднее расстреляны и захоронены дворяне и интеллигенция римско-католического вероисповедания (во время террора большевиков в 1918-1919 гг. после взятия ними Харькова).  Случалось, что в военное время католиков хоронили на других православных кладбищах огорода, например на Холодногорском.

Надлежит подчеркнуть, что на Кирилло-Мефодиевском кладбище хоронили и умерших из числа эвакуированных гражданских лиц, которые значительными группами прибывали в Харьков после неудач российской армии на немецком фронте.  Известно, что в Харьков были эвакуированы в 1914-1917 гг.: Хелмская духовная школа, общественный суд 4-го округа Томашевского уезда, 8-а мужская и частная женская гимназии из Варшавы, гимназия пани Платовой и женская гимназия Н.Г.Лосицкой из г.Ковно, таможенная служба из г.Волочиска, правление конного завода из г.Янова, фабрика швейной и чулочной бумаги «Яков Владислав» из Варшавы и прочие.

При ХРКЦ начинает действовать общественное собрание «Польский дом». В «Польском доме» размещались: бюро по трудоустройству беженцев, харьковское отделение Общества помощи бедным семьям поляков, которые принимали участие в войне, и польское населении, которое пострадало вот военных действий, южно-российский автомобильный клуб, председателем которого был Петр Пантелеймонович Купжинский.

При «Польском доме» действовала гимнастическая секция (в доме бывшей церкви).  Занятия проводились каждое воскресенье с 12 часов до 13 часов для детей римо-католиков.  Гимназиархом был Малье Эдуард Францевич.  А его брат, Малье Карл Францевич был секретарем общества «Сокол», правление которого находилось при «Хозяйственном магазине» Братьев Малье (по переулку Шляпному).

Действительно, в это время из-за военных перепитий в Харькове появляется все больше католиков польского происхождения.  В Харькове тогда находились филиалы польских обществ и коммерческих объединений: торгово-промышленное акционерное общество «Л.И.Борковский» (правление - в Варшаве), завод которого действовал в Чугуеве; Варшавская медно-литейная фирма «Т.Кухарский» в районе Ивановки по ул.Сахаро-Заводской,№13); Варшавская фирма Александра Врублевского (занималась покрытием и крашением крыш, находилась по ул. Гордиенковской, №40); Харьковское представительство Варшавского страхового от огня общества (главный представитель - О.М. Гутовский, инспектор - К.О.Пьотровский); торговый дом локомобилей «Бржостович, Карсницкий, Закржевский и Ко» (по ул. Сумской, 15); акционерное общество по продаже изделий из драгоценных металлов «Норблин, Брать Бух и И. Вернер» (по ул. Университетской, 10); магазин по продаже изделий из драгоценных металлов и мельхиору «Фраже И.» (в Городском доме по ул. Университетской) кондитерская «Польска» (по ул. Екатеринославской, 32).  Только в Харьковском технологическом институте училось близко 100 польских католиков (планировалось переведение Варшавского политехнического института в Харьков).

В связи с хаосом, который обусловила в стране война, в 1915 г. участились случаи ограблений храмов.  Поэтому выходит указание Могилевськой консистории об обязательном введении должности ночного сторожа во всех приходских церквях.

ХРКЦ принимает активное участие в организации помощи беженцам и эвакуированным.  Проводился сбор пожертвований «Харков-Польша».  Прихожане помогали в обустройстве и отладке работы больницы на 10 кроватей для раненых.  Викарный священник о.Франциск Ковалевский работает (должность без оплаты) преподавателем Закона Божьего в Торговой школе Общества взаимопомощи приказчиков (по ул. Маркинской).

Начиная с 1915 г., Харьков принимает еще одну волну беженцев и эмигрантов - католиков-армян из Атаманской империи.

 С 1473 г. Армения несколько столетий находилась под оккупацией Аттаманской империи.  В 1885 г. группа лидеров армянских патриотических сил создает тайную организацию, целью которой было достижение независимости армянского народа.  Избавление Болгарии от Аттаманского ига еще больше мобилизовало армянских патриотов.  Это стремление независимости для Армении вызывало жестокую реакцию султана Абдул-Хамида. По его указанию прошла кровавая резня армян (погибло близко 80 тыс. чел.).  В 1908 г.  Аттаманская империя стала ареной революционного движения т.наз.  «Молодой Турции».  Армяне усматривали в этом шанс на получение своей независимости и восприняли его с большим энтузиазмом.  Но их ожидания оказались бесплодными.  В 1914 г. Турция на стороне Германии и Австро-Венгрии вступила в первую мировую войну.  В турецкую армию были призваны также и армяне.  Поражения турецких войск в войне с российскими войсками вместе с потерей доверия к армянским воинам стали поводом к их разоружению и началу кровавой резни. Следующий акт драмы состоялся 24 апреля 1915 г. в Константинополь: власти депортировали из столицы 650 известных армян (парламентеров, юристов, деятелей культуры и искусства). В скором времени за указом министра внутренних дел по всей территории Атаманской империи началась депортация армян к пустынным местностям Ирака и Сирии. Великое множество армянин было уничтожено в их же поселениях.  Другие гибли во время ужасных маршей-переходов или в устроенных в пустынях концлагерях.  С 1915 г. по 1923 г. (с момента образования современного турецкого государства) на территории бывшей Атаманской империи было уничтожено около 1,5 млн. армян (больше половины всей нации) среди них - несколько епископов, 111 священников, 53 монахини.  За эти годы были уничтожены 2 тыс. школ, 2005 церквей и 203 монастыря, несколько сотен тысяч армян насильно обращено в ислам.  Армянская территория была присоединенная к Турции.

Среди немногих голосов в защиту безоружных армянских христиан был голос Папы Бенедикта XV.

Армяне, которым удалось спастись, искали приюта в различных странах мира.  Необходимую помощь и поддержку они находят и в Харькове, в частности в римско-католическом приходе Успения Матери Божьей.

Так вот, количество католиков, как в самом Харькове, так и в уездных городах Харьковской губернии, все возрастала.  1 апреля 1915 г. одного из харьковских викариев - о.Теодора Людвиковича Рилло - назначают настоятелем прихода в Алтуше Сумского уезде.  С сентября 1915 года из Новогрудского храма капелланом в Сумы направлен о.Адольф Кшивицкий, какой прослужил там к закрытию Сумского храма в 19... г. А 3 октября этого же года указом № 5447 Могилевской консистории направлено в ХРКЦ для труда у харьковской губернии еще двух викарных священников: о.Флориана Гарабурду (из г.Совалки) и о. Франциска Бобниса (бывшего викария Ваверского храма).

Еще в 1912 году вышел царский указ «О печати для костелов», согласно которому каждому церковному приходу принадлежало иметь печати двух видов (латинским и российским языками).  Поэтому в 1916 г. для о.Гарабурды и о.Бобниса в С.-Петербурге также было изготовлены по две печати: каучуковые и металлические.  По краям печати была надпись «Р.К. Священник Ф. Гарабурда, командированный в Харьковскую губернию для исполнения духовных потребностей».  Посредине металлической печати - «Печать для пакетов», а посередине каучуковой - изображение креста.

В январе 1916 г. к ХРКЦ было направлено еще несколько викариев для труда в уездных приходах: о.Евгений Шипровский (из Холмской губернии - для г.Волчанска), о.Флориан Жилинский (из Тельшевской еп.  - для г.Купянска).

А 31 августа 1916 г. о.Качинского переводят викарием к Московскому приходу СвСв. Петра и Павла.  А из Варшавской губернии приехал к ХРКЦ проф. о.Р.М.Филипский.

В 1916 г. в Харькове служили также о.Михаил Тавелич и о.Пронекетис.  Война не могла стать препятствием в духовной жизни христиан.  Наоборот, она стимулировала духовную ревностность харьковских католиков.  Так в 1916 г. еще раз проводится ремонт и обновление органа ХРКЦ.  А из октября в этом году у прихода новый органист - Владислав Савицкий. 

Лишь события 1917 г., к сожалению, стали действительно серьезным ударом по налаженной и разносторонне развитой жизни Харьковской римско-католической церкви Успения Матери Божьей.  Ведь, вначале ХХ ст. (до 1917 г.), кроме интенсивной литургической жизни (жизнь таинствами и молитвой), у прихода было организована разнообразная харитативная деятельность. Работает богодельня, капличка на кладбище, попечительство над бедными, приют для детей-сирот, школа, «Польский дом», спортивные общества.  Прихожане организуют акции помощи нуждающимся, как эвакуированным, так и беженцам с юго-востока.  Это был время наиболее высокой и разнообразной активности в истории прихода Успения Матери Божьей в Харькове.

 

_

Назад

В начало истории

Вперед

 

Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА".
All rights reserved.

Елена Шеховцова

helsh@mail.ru
Revised: 23 Тра 2001 19:01:45 +0300 .

 

Hosted by uCoz