ИСТОРИЯ ХАРЬКОВСКОГО ПРИХОДА УСПЕНИЯ ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

. «КРЕСТНЫЙ ПУТЬ» ХАРЬКОВСКОГО РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО ПРИХОДА

Запустение...

_

 Харьковские католики под давлением властей составляют во всех отношениях невыгодный для верующих «Устав новообразованного Римско - Католического Общества».

Уже в этом Уставе просматривалось трагическое недалекое будущее «Общества». 

И, действительно, 14 февраля 1938 г. был арестован и о. Карапет Еганян.  Ему было выдвинуто стандартное по тем временам обвинение: участие в контрреволюционной национал-шпионской организации (ст.54-6, 54-11).  На о.Еганяна и еще нескольких армян было открыто уголовное дело № В8065.  По этому же делу проходил и священник армяно - григорианской церкви в Харькове (с 1935 г. - председатель армяно-григорианской церкви на Украине) о.Абгорьян Григорий Михайлович.  Его расстреляли 21 октября 1938 г.

Протоколом № 46 заседания Особой тройки УНКВС в Харьковской области о.Егонян был признан виновным в контрреволюционной и шпионской деятельности за ст. 54-2, 54-8, 54-11 УК и 19 апреля 1938 г. был приговорен к расстрелу.  Его личное имущество подлежало конфискации.  Приговор был приведен в исполнение 27 мая 1938 г. в Харькове.  Скорее всего, останки о.Карапета Мехитаровича Еганяна покоятся на территории Лесопарка (в Харькове), как и многочисленных жертв коммунистического террора тех лет.

Началось прямое уничтожение веруючих римско-католического вероисповедания в Харькове.  Храм опустел...

10 декабря 1940 г. на заседании исполкома Харьковского облсовета под председательством П.Свинаренко было решено: «принимая во внимание то, что бывший римско-католический костел по ул. Гоголя №6 в г.Харькове не функционирует, а дом не ремонтируется и становится непригодным, а на развешенные на протяжении 3-х месяцев объявления о передаче помещения в арендное пользование желающих арендовать помещения не нашлось, - Исполнительный комитет Харьковского Совета Депутатов на основании постановленный ЦВК и УССР от 4 ноября 1935 г. и постановления РНК СССР от 15 февраля 1936 г. постановил:

1. Постановление Исполкома Харьковского горсовета от 4 ноября 1940 г. о закрытии бывшего римско-католического костела по ул. Гоголя, № 6  в г.Харькове утвердить.

2. Помещение бывшего  костела по ул. Гоголя, № 6  передать Харьковскому гостеатру  им. Шевченко.

Харьковские католики, которые еще были живыми, вынуждены были скрывать от других свою конфессионную принадлежность, молясь тайно, живя без поддерживания себя св.таинствами. 

Во время второй мировой войны (с приходом немецких войск) храм восстанавливает свою деятельность: служил священник из Прибалтики.  Постоянного священника в Харькове, к сожалению, не было.  Верующие харьковчане-католики потянулись к храму.  Но после вступления в город советских войск храм снова закрывается.  Во время войны 1941 - 1945 гг. был также полностью разрушен дом священнослужителей и частично - здание старой церкви.  После войны здание старой церкви было восстановлено, но не в первоначальном виде: достроены еще два этажа.  Но со двора можно увидеть остатки уцелевшей стены этого дома.

В 1945 г. харьковский католический храм Успения Матери Божьей окончательно закрывается советскими властями.  С этого времени здание церкви принадлежит Харьковской областной фильмобазе.  Внутри церкви вырастают стены и простенки, внутреннее пространство разделяется на два этажа - храм переоборудуется. 

В период т. наз. хрущевской «оттепели» о.Карапет Еганян был реабилитирован.  4 мая 1959 г. поступил Протест от прокурора Харьковской области М.Кулика в порядке надзора: «Постановление Особой Тройки отклонить, а судопроизводство прекратить из-за недоказанности преступления».  19 мая 1959 г. протест был удовлетворен Президиумом Харьковского облсуда (под председательством Мирошниченко) - Г.Еганян (о.Карапет) был реабилитирован.  Свидетелями в процессе реабилитации были прихожане Харьковской армяно-католической церкви, которые хорошо знали о.Карапета Еганяна: Пускумян Александр Растерович (1897 г. р., жил по ул. Сапожной дом. №3, кв. №1) и Тирокян Варвара Давыдовна (1904 г.н., жила по ул. Сковородиновской, № 5).

Сейчас в Харькове живет племянница о.Еганяна - Сусуна Карапетовна Еганян (о.Карапет Еганян имел еще трех братьев: Карапет - работал каменщиком в г.Ахалцик в Грузии, Александр - рабочим, Мкртич - сейчас пенсионер и живет также в Ахалцике).

Были реабилитированы также и некоторые другие несправедливо репрессированные харьковские римо-католики, многие, к сожалению, - посмертно.

Таким образом, до 1990 г. в Харькове не существовало римско-католического прихода.  Храм Успения Матери Божьей занимало областное управление кинофикации.  Дом старой церкви и приходской школы перестроены (к этому времени - это жилые дома. Так вот, церковь и все церковные учреждения были переданы государственным структурам.  Священники были уничтожены, верующие - или расстреляны сразу же после ареста, или же погибли в тюрьмах или концлагерях ГУЛАГа.  О деятельности прихода не могло быть и речи (не было самого прихода). 

И все же в 1990 г. римско-католическая церковь в Харькове воскресает!  Ведь немногочисленные харьковские католики, которые остались живы, берегли свою веру, продолжали молиться, жертвовать Богу свои страдания.  А значит, даже будучи вынуждеными максимально ограничить свою внешнюю активность, они все же продолжали свое невидимое подвижничество.

_

Назад

В начало истории

Вперед

 

Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА".
All rights reserved.

Елена Шеховцова

helsh@mail.ru
Revised: 23 Тра 2001 19:00:21 +0300 .

 

Hosted by uCoz