ИСТОРИЯ ХАРЬКОВСКОГО ПРИХОДА УСПЕНИЯ ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ |
||||
Расцвет жизни прихода в начале ХХ века |
||||
|
||||
_ |
||||
В начале XX ст.
разнообразные внутренние и внешние
факторы, как положительные (царский указ
«О веротерпимости» 1905 г.), так и
отрицательные (первая мировая война),
оказывают содействие развитию
Харьковского римско-католического
прихода Успения Матери Божьей. В
апреле 1900 г. был заказан для нового храма
орган. 27 апреля 1900 г. представителю
Етгитонской фабрики органов (Бавария) Г.Ф.Стейнмейеру
был выдан задаток на изготовление
органа, о чем с фабрикой была заключена
предыдущая договоренность еще о. Петром
Кисаржевским. В
этом же 1900 г., как свидетельствуют
документы, на несколько месяцев
приезжал о.Оброцкий Владислав Иосифович.
В 1900 г. выехал из Харькова о.Скардзис.
Остается у прихода только один
викарий - о.Вагнер. Некоторое
время приход был и без настоятеля (после
смерти о. Кисаржевского 30 марта 1900 г.). Но
5 июля 1900 г. из С.-Петербурга в Харьков
направляют настоятелем магистра
богословия о. Петра Иосифовича Крисяка. За
эти годы (с нач. XX ст. до 1917 г.) в
Харьковском римско-католическом
приходе Успения Матери Божьей сменилось
3 настоятеля и 16 викариев.
Монашество Западной Церкви, как и
ранее, не имело возможности развиваться
в Российской империи. Поэтому выполнение его функций в
Харьковском приходе было возложено на
викарных священников, а также церковный
совет и наиболее ревностных прихожан. Изменяется
состав прихода в национальном,
социальном и возрастном отношении. С
началом первой мировой войны вследствие
массовой эвакуации мирного населения из
юго-западных и западных границ России, а
также раненых и военнопленных австро-венгерских
подданых в приходе постепенно начинает
выделяться самая большая группа -
верующие польского происхождения. Как раз с этого времени
католический храм в Харькове начинают
называть костелом, хотя к этому времени
в обиходе было название «католическая
церковь». А
с 1915 г. по причине гражданской войны в
Аттаманской империи и большого
количества беженцев-армян, которое
убегали от начатого в этой империи
зверского уничтожения армянского
населения, в Харьковском римско-католическом
приходе появляются католики-армяне и
быстро увеличивается их количество. Вследствие
того, что Российская империя была
втянута в военные действия, естественен
выросший удельный вес военнослужащих (преимущественно
раненых) среди прихожан Харьковской
римско-католической церкви Успения
Матери Божьей. Также в этот период наблюдается
значительное «омоложение» прихода:
увеличиваются семьи европейцев, которые
эмигрировали сюда в XIX ст. и осели здесь.
Подрастают дети, которые родились
уже в Харькове. Об
этом свидетельствует и деятельность
прихода, направленная на потребности
детей и молодежи - строительство школы и
учреждение детского приюта. Как
и ранее, для нуждающихся работала
богодельня. А
центром жизни прихода была
литургическая жизнь.
Поэтому большое внимание прихожане
уделяют поддержанию в достойном
состоянии храма Успения Матери Божьей (проводят
ремонты, создают певческий хор), а также
продолжают обустройство и обрамление
церкви. Так в
апреле 1901 г. был прислан из Баварии новый
орган и зразу же застрахован в
Варшавском страховом обществе. Орган
же из старой церкви решили передать
католическому приходу в Сумах (28 января
1902 г. настоятелем ХРКЦ о.Петром Крисяком
в Могилевскую консисторию был
направлено рапорт №40 с предложением о
передаче старого органа из г. Харькова в
Сумскую часовню, которая строилась.
Указ Могилевской консистории от 14
марта 1902 г. № 2371 официально разрешил
передачу органа Сумскому римско-католическому
приходу). С 1 октября 1901 г. возрастает арендная плата за дом старой церкви: с 50 руб. до 75 руб. в месяц. Снова у прихода появляются финансовые трудности: потребности же его все возрастают. Так в 1902 г. перед ХРКЦ встает вопрос о строительстве школы для бедных детей из католических семей, в которой были бы и квартиры для священников. 12 апреля 1902 г. под строительство школы определена часть церковной земли со стороны переулка Провиантского (сейчас - переулок им. И.Марьяненко) рядом с домом старой церкви. А для прохода во двор церковной территории был предусмотрен вход через арку, что должна была соединить два дома: старой (первой) церкви и школы. |
||||
_ |
||||
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА".All rights reserved.helsh@mail.ru
|