ДОРОГА В ВИФЛЕЕМ

По книге: А. Даниель-Ропс. Деяния Христа

-

Примерно за тридцать лет до того, как Иоанн Креститель появился на берегу Иордана, в Палестине была проведена перепись населения. Людям не нравились эти формальности, когда человек, будучи по своей сути единственным и неповторимым, пересчитывался сотнями и тысячами, как поголовье скота. Уже Моисей столкнулся с подобными трудностями, пытаясь провести перепись непокорных племен. Но Рим требовал, чтобы в его провинциях в официальные реестры были вписаны имя, профессия и имущество каждого жителя; это облегчало взимание налогов и уточняло, на какие силы государство может рассчитывать в случае войны. Вероятно, это распоряжение было навязано небольшому Иудейскому царству, живущему в тени великой метрополии, или же Ирод, известный своим подобострастием, поспешил угодить Риму и распространил распоряжение кесаря и на территорию, находившуюся в его подчинении.

В Палестине перепись населения не была легким делом: записаться нужно было не по месту жительства, а на исторической родине предков. Семейные традиции были всегда очень сильными в Израиле; они стали еще более сильными после того, как Ездра, желая сохранить чистоту иудейского народа, запретил брак с иноплеменниками.

Кем же была эта пара, путешествующая по дорогам Палестины, чтобы исполнить распоряжение кесаря? Супругами, которых соединяли святые узы обета, а также узы взаимной привязанности. Была ли необходимость в том, чтобы молодая беременная Женщина переносила тяготы такого путешествия, если регистрироваться были обязаны только мужчины? Только желанием вместе с мужем исполнить эту досадную формальность можно объяснить Ее поступок. Они были бедными людьми, привыкшими работать в поте лица, у которых было больше отваги, чем драхм. Когда у них родится Ребенок, и они захотят принести в Храме предписанную законом жертву, то будут вынуждены ограничиться парой горлиц: их финансовые возможности не позволяли купить агнца.

Итак, они отправились в Вифлеем. Священное Писание упоминает, что этот город был местом рождения великого царя. Об этом яс­но говорит Первая книга Царств (см. 1 Цар 20,6.28). Тысячу лет назад на эти поля прибыла моавитянка Руфь, движимая милосердием, и здесь в одну благословенную ночь за­воевала сердце почтенного Вооза, владельца полей, на которых она собирала колосья. Именно из этого союза и расцвела «отрасль от корня Иессеева», тот могущественный род, прекраснейшим цветком которого был Давид (см. Руфь 4,18-22).

Большое расстояние отделяет Назарет от Вифлеема: около 150 км. А дороги были ухабистые – у Рима еще не нашлось времени отремонтировать их по своим новейшим методам. Чтобы преодолеть это расстояние размеренным ослиным шагом – а даже у самых нищих было это животное – требовалось четыре дня. Когда путешественники миновали долину Изреель, в которой были еще слышны отголоски военной славы пророчицы Деворы, они направились на юг, пе­­реходя из поселка в поселок, каждый из которых хранил память об одном из персонажей долгой истории Израиля. Сунем – о Елисее, великом чудотворце, и о той cу­намитянке, благоухание одежд которой было подобно «благоуханию Ливана» (Песн 4,11); Изреель – идолопоклонницу царицу Иезавель и все ее мерзости; у порога вершины Гельвуй вспоминаются несчастные воины Саул и Ионафан, павшие в бою с филистимлянами.

 

Затем путешественники вступили на землю Самарийскую; и здесь их охватила грусть, потому что многократно благословенная земля Гаризим, земля, хранящая могилу Иосифа и колодезь Иаковлев, превратилась в страну измены и вероотступничества. Наконец, они вошли в суровую и пустынную Иудею; от Силома, Бефэля – древних городов пророков – остались одни названия; но, когда при выходе из ущелья открывалась панорама белого Иерусалима, подчеркивавшего своей формой профиль длинной складки земли, венцом которой он был, Иерусалима, пестрящего башнями и дворцами, сердце каждого сына Израиля исполнялось трепета, и каждый искал глазами Святыню, ту Святыню, восстановление которой было закончено как раз при Ироде, и каждый шептал благодарственную молитву Шма своих предков.

Это путешествие могло быть прекрасным и трогательным для благочестивых душ, но оно было слишком утомительным для этой молодой беременной Женщины, Которой пришлось на протяжении четырех или пяти дней трястись на спине осла. Обойдя за два часа Святой Город и поклонившись могиле скорбной Рахили, путешественники, наконец, вошли в Вифлеем.

После скалистой пустыни, где только иногда какой-нибудь кустик или заросший пурпурными ветреницами и дикими цикламенами оазис  напоминали о жизни; вид белого городка, расположенного на высоте 800 метров у склонов двух совершенно одинаковых холмов, был подлинным отдохновением. Вокруг городка – сады, золотистые поля, серебряные оливковые рощи. Бет-Лехем – «Дом хлеба», также называемый Ефрафа – «богатый плодами», вполне заслуживает таких имен. В наши дни это поселок, насчитывающий девятьсот жителей, с овальными крышами домов, прилегающих друг к другу, как плоды одного дерева, с крытыми оживленными улочками, похожими на все другие улицы, какие можно увидеть на востоке. Единственное отличие вифлеемских улочек – христианское население. У женщин на головах своеобразные чепцы, сохранившиеся, возможно, со времен французского завоевания, а на плечах белые шелковые платки. Городок этот во времена Христа был, конечно, меньше, чем сегодня, однако он не был незначительным и хорошо знал свое славное прошлое, уходящее корнями в глубокую древность.

Разве не ему пророк Михей предсказал еще более славное будущее: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5,2)? Разве могли не помнить этого предсказания Мария и Иосиф, они, которые были потомками Давида и знали, как никто другой, залогом какой благодати есть Дитя, сокрытое в лоне Марии? Их поддерживала великая надежда, и, может, они говорили друг другу, что кесарь подписал этот декрет, поднял на ноги своих чиновников и писцов исключительно для того, чтобы исполнилось то, чему от века надлежало исполниться; ибо Божии намерения остаются непонятными для людей, даже самые сильные из которых – всего лишь орудия в Его руках...

 

 
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА".
All rights reserved.
helsh@mail.ru
Revised: 20 янв 2000 22:26:15 +0300 .

 

Hosted by uCoz