Слово с нами, № 9 (18), 1998

Поздно я возлюбил Тебя


Обращение святого Августина

Это была просто шалость подростка – украсть груши с дерева, принадлежащего соседу. И все же, спустя много лет, вспоминая об этом поступке, Августин признал его отвратительным. Ему не нужны были эти груши – он выбросил их сразу же после того, как сорвал. Его прельщала сама кража, совершённая с друзьями, а не фрукты. “Если какой из этих плодов я и положил себе в рот, то приправой к нему было преступление” (Исповедь, II,6).

Святой Августин описал историю своего обращения более 1600 лет назад, но дымка времени ничуть не затуманила ни его борьбы, знакомой каждому человеку, ни победы, ее увенчавшей. Августин, юноша остроумный и пылкий, страстно ищущий истину, поддался искушениям плоти и тщеславию этого мира. Но после яростной внутренней борьбы он принял истину о Христе и силе Его Креста, побеждающей грех. Сущность своего странствия к Богу Августин выразил в начале Исповеди словами, ставшими крылатыми: “Ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе” (I,1).

Августин был гражданином Римской Империи. Он родился в 354 году в африканской провинции Нумидия, ныне это – восточная часть Алжира. Его мать, Моника, была набожной христианкой, а отец, землевладелец Патриций, – язычником. Несмотря на то, что семья была не очень богатой, родители отправили Августина учиться в престижную школу.

Стремглав вниз

Шестнадцатилетний юноша был вынужден на год вернуться в свой родной город Тагасту, ожидая, пока отец соберет средства, чтобы отправить его на дальнейшее обучение в Карфаген. Это был год безделья. Молодой Августин поставил перед собой цель – достичь того, чем хвастались его друзья: “Я стремглав катился вниз, ослепленный настолько, что мне стыдно было перед сверстниками своей малой порочности” (II,3). В Карфагене Августин быстро оказался лучшим из студентов в риторике, и потому “был полон горделивой радости и надут спесью” (III,3), как он сам позже напишет. В это время Августин становится большим поклонником театра. В 18 лет ему в руки попала книга Цицерона Гортензий, которая изменила направление его исканий: “Мне вдруг опротивели все пустые надежды; бессмертной мудрости желал я в своем невероятном сердечном смятении” (III,4). Он принялся за чтение Библии, но эта книга показалась ему менее достойной, чем книга Цицерона, которая по своему величественному стилю значительно превосходила не очень удачный латинский перевод Библии, которым пользовались христиане до распространения Вульгаты. И поэтому, вместо того, чтобы стать христианином, Августин присоединился к секте манихейцев.

Манихейцы считали себя настоящими христианами, но не признавали человеческой природы Христа, боготворили солнце и луну, а также считали, что их основатель, Мани, был Параклетом. Они утверждали, что существование зла в мире – это следствие великой битвы между царством света и царством тьмы. Более того, манихейцы полагали, что зло – это сила, находящаяся вне человека, и поэтому не считали нужным отвечать за совершаемые ими проступки. Много лет спустя Августин признает: “Мне ...казалось, что это не мы грешим, а грешит в нас какая-то другая природа” (V,10).

В возрасте 20 лет Августин вернулся в родной город. Моника была возмущена, узнав, что ее сын стал манихейцем, и сначала даже не хотела впускать его в дом, но затем, следуя совету епископа, уступила. Августин стал учителем риторики, жил с любовницей, которая вскоре родила ему сына, и начал увлекаться астрологией. Но эту безмятежную жизнь прервала смерть близкого друга, глубоко потрясшая Августина. Отчаявшись, он ни в чем не находил утешения: “Куда бы я ни посмотрел, всюду была смерть” (IV,4). Августин больше не мог оставаться в Тагасте, где все напоминало ему об утрате друга, и поэтому переехал с любовницей и сыном в Карфаген, где у него также была возможность преподавать.

По прошествии нескольких лет Августин начал подвергать сомнению нелепейшие из утверждений манихейцев и псевдонаучные постулаты астрологии. Когда ему исполнилось 29 лет, он решил поехать в Рим, будучи наслышанным о том, что студенты там менее своевольны, а заработки выше. Узнав о выезде сына, Моника была столь удручена, что Августину пришлось покинуть дом украдкой, когда она спала. Несчастная мать непрестанно молила Бога, чтобы Он привлек к Себе ее сына; утешением для нее стал сон, принятый ею как предсказание того, что Августин однажды примет христианство.

Свет во тьме

Студенты в Риме действительно были спокойнее, но случалось, что, когда приходило время расплатиться за лекции, они просто уходили к другому учителю. Разочаровавшись, Августин предложил свою кандидатуру на место учителя риторики в Медиолане (нынешний Милан) и был принят. Там он встретил набожного и всеми уважаемого епископа Амвросия. Сначала Августина привлекал только его риторический стиль, но постепенно его сердце стало проникаться содержанием того, о чем говорил епископ. Августин осознал, что до сих пор неправильно воспринимал многие доктрины Церкви. Пояснения Амвросия помогли ему также понять и принять наиболее сложные фрагменты Ветхого Завета. После этого он решил стать катехуменом христианской Церкви, хотя и не был до конца уверен, что правильно поступает. Августин все время ждал, что “засветится что-то определенное”, к чему он и направит свой путь (V,14).

Вскоре Моника приехала к сыну в Медиолан и застала его пребывающим в глубокой депрессии. Августин так описал свое тогдашнее состояние: “[я] разуверился и отчаялся в том, что можно найти истину” (VI,1). Мать стала с удвоенным рвением молиться за сына и начала подыскивать для него подходящую партию, уверенная, что когда он женится, то непременно примет крещение. И действительно, Моника нашла молодую девушку из хорошей семьи, но Августин должен был ждать два года, пока, по римскому закону, она не достигнет возраста, когда сможет вступить в брак. Это было время, когда Августин расстался со своей прежней сожительницей и начал жить с другой.

Он продолжал отчаянно искать истину, принявшись за книги Школы платоников, благодаря которым понял, что его прежнее манихейское видение Бога было ошибочным. Труды платоников помогли Августину увидеть образ истинного Бога и приготовили его к чтению Посланий апостола Павла. Проблемы, с которыми он раньше сталкивался при чтении Священного Писания, “исчезли” (VII,2 1).

Внутренняя борьба

Августину оставалось сделать только последний шаг – оставить свою старую жизнь, полную греха и порока, и принять жизнь, исполненную благодати. Однажды Августина и его близкого друга Алипия навестил африканский чиновник Понтициан, который рассказал им о жизни египетского монаха святого Антония. Друзья Понтициа на были так потрясены житием Антония, что и сами решили стать монахами. Слушая его рассказ об этих событиях, Августин испытал чувство стыда и был потрясен своей грешностью. Взволнованный, он обратился к Алипию: “Что же это с нами? ты слышал? поднимаются неучи и похищают Царство Небесное, а мы вот с нашей бездушной наукой и валяемся в плотской грязи!” (VIII,8).

Они вышли в сад, но Августин продолжал терзаться. Он знал, что для того, чтобы отправиться в путь, нужно просто захотеть идти. Но его воля была так слаба, что он не мог сделать этот последний шаг к Богу. Он “колебался, умереть ли смертью или жить жизнью. В меня крепко вросло худое, а хорошее не было цепко” (VIII,11). Сдерживали “сущие негодницы и сущая суета – эти давние подруги [его]” (VIII,11), напоминая о вещах, которые он никогда не испытает, если от них откажется.

Августин был в отчаянии. Он рвал на себе волосы, бился головой об стену и плакал. И тогда, как он опишет позже, явилась ему “Чистота в своем целомудренном достоинстве” – радостная, скромная и честная, приглашавшая его “идти и не сомневаться” (VIII,11). Августин увидел в ее объятиях огромное множество людей, сохранивших чистоту, а прекрасная госпожа напомнила ему, что это Бог одарил их такой благодатью.

Вдруг он услышал как бы детский голос, повторяющий: “Возьми, читай! Возьми, читай!” (VIII,12). Приняв эти слова как Божие повеление, он взял Библию, открывшуюся в таком месте: “... не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти” (Рим 13,13-14; VIII,12). Покой наполнил удрученное сердце Августина. “Сердце мое залили свет и покой; исчез мрак моих сомнений” (VIII,12). Вместе с Алипием он принял решение жить во свете Христа и тут же сообщил об этом своей матери Монике, которая, услышав это известие, была вне себя от радости.

По окончании семестра Августин оставил свое место учителя и провел каникулы в деревенском поместье своего друга. Потом он вернулся в Медиолан и в апреле 387 года, в возрасте 32 лет, принял крещение и стал членом Церкви. После этих событий Августин решил вернуться в Африку вместе с сыном, матерью и друзьями. Во время этого путешествия в небольшом городке Остии, недалеко от Рима, Моника умерла

“Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя” – пишет Августин в своей Исповеди (X,38). Возможно, возвращение Августина к Богу длилось дольше, чем ему бы хотелось, однако Господь не терял времени, преображая прирожденные энергичность, страстность и ум Августина так, чтобы тот мог служить Христу в Его Церкви. Непрестанные молитвы Моники были услышаны, и плод их превзошел все ее ожидания. Августин вернулся в Африку в 388 году, чтобы преподавать, молиться и писать книги. В 391 году в Кафедральном соборе в Иппоне Августин был представлен епископу Валерию, который рукоположил его в священники. Августин основал монастырь в Иппоне, участвовал в публичных дискуссиях с манихейцами и неутомимо писал трактаты в защиту католической веры. В 395 году он стал епископом Иппоны. Святой был плодотворным писателем, а две свои самые известные книги – Исповедь и О Граде Божием – он написал, уже будучи епископом. Его теологические труды стали фундаментом многих доктрин христианства. Августин спокойно умер 28 августа 430 года, в возрасте 76 лет.

Патриция Митчел

Назад

 
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"
All rights reserved.
Елена Шеховцова
Revised: 23 дек 2000 14:25:15 +0300
Hosted by uCoz