Слово с нами, № 6 (15), 1998

МОЛИТВЕННАЯ БОРЬБА


Катехизис говорит, что “Молитва — это дар благодати и решительный ответ с нашей стороны. Она всегда требует усилия. Великие молитвенники Ветхого Завета, до Христа, равно как Матерь Божия и святые учат нас вместе с Иисусом: молитва — это битва. Против кого? Против нас самих и против козней искусителя, который делает всё для того, чтобы отвратить человека от молитвы, от единства с Богом. Мы молимся так, как мы живем, — потому что мы живем так, как молимся. Если мы хотим постоянно действовать в Духе Христа, мы не можем постоянно молиться во имя Его. “Духовная брань” новой жизни христианина неотделима от молитвенной битвы” (ККЦ, 2725).

Диавол действует разными способами, которые нам необходимо знать, чтобы сопротивляться: сначала он пытается остановить нас на пути возрастания в молитве, затем — вовсе увести нас с этой дороги, пользуясь самыми изысканными способами, ложным светом, обманом и здравым смыслом мнимого добра. Тогда его действие приобретает более изощрённый характер.

Разочарование в молитве

Признаемся искренне, что в практике молитвы нам нередко сопутствует разочарование. Осознавая жизненную важность встречи с Богом в молитве, мы впадаем в уныние, когда не удаётся достичь желаемого результата.

На пути молитвы мы нередко сталкиваемся со всевозможными трудностями и препятствиями. В течение дня мы много времени уделяем молитве — как более длительной, так и совсем короткой, используем различные методы и формы молитвы: индивидуальную, групповую, общецерковную и литургическую, и всё же, в минуты искренности мы переживаем определённое разочарование нашей практикой молитвенной жизни. После того, как мы услышали или прочитали на эту тему столько прекрасного, молитва оказывается для нас нередко чем-то утомительным и мучительным, даже скучным, и очень часто — совершенно бесполезным...

Мы чувствуем, что рассеянность становится для нас привычным состоянием, лишающим нас сосредоточения в молитве. Неспособные сосредоточиться, мы начинаем скучать, мучиться, и так продолжаем молитву без малейшего интереса и вдохновения, ведь в этот момент она даёт нам немного или совсем ничего.

Как естественное следствие рассеянности, усталости и скуки рождается ощущение бессмысленности молитвы. Кажется, что это — простая трата времени. Не стоит пребывать так долго в бездеятельности, когда можно было бы использовать это время на что-то более полезное. А тем более, если я чувствую себя отягощённым многими другими делами, на которые у меня не хватает времени. Постепенно я прихожу к выводу, что молитва — это особая роскошь, которую могут позволить себе люди, не обременённые другими обязанностями, пенсионеры и больные...

Все эти трудности создают особую напряжённость во время самой молитвы. В нас рождается беспокойство, желание скорее закончить, неспособность продолжать молитву в течение всего определённого для неё времени и т.д. Оказывается, что молитва переживается нами как мучительная повинность, исполнение которой стоит довольно больших усилий и которая со дня на день превращается во всё более невыносимый крест, а не в умиротворяющее пребывание с Господом.

Практическим следствием этого разочарования является выполнение молитвенных упражнений кое-как, стараясь делать при этом хоть что-нибудь, например, читать какую-нибудь книгу, размышлять о своих проблемах и делах и т.д. В худшем случае — заменять её другой работой, оправдываясь тем, что и работа является молитвой и поэтому нет нужды особо посвящать ей время.

Многие из нас именно таким образом прекращают молитвенную практику, с большей или меньшей степенью вины, с большим или меньшим оправданием. Разумеется, разочарование рождается оттого, что мы не открываем в молитве того, что нам о ней рассказывают, и не находим того, чего мы в ней ищем. В конечном итоге, мы не находим в ней Жизни.

Как преодолевать трудности в молитве?

Один из первых советов мы находим в Катехизисе, который смело говорит о том, что “не всегда можно предаваться медитации, зато всегда можно вступать в созерцательную молитву, независимо от состояния здоровья, дел или эмоций. Сердце есть место поиска и встречи, в нищете и в вере” (ККЦ, 2710). Это означает, что иногда плохое физическое или психическое состояние, сильная усталость или болезнь не дают нам возможности вести медитативную молитву, или размышление, но в то же время нам остаются доступными та или иная форма созерцательной молитвы. Надо войти в своё сердце, вспомнить о своей немощи, вызванной болезнью, тяжёлой работой или психической перегрузкой, и поверить в то, что в нашей встрече Бог может сказать больше, чем я...

К сожалению, созерцание тоже не всегда решает наши проблемы, связанные с молитвой. Катехизис так говорит об этом: “Трудностью, особенно для тех, кто искренне желает молиться, является сухость. Она свойственна созерцательной молитве, если сердце безучастно, не ищет мыслей, воспоминаний и чувств даже духовного характера. Это момент чистой веры, которая остаётся с Иисусом во время агонии и во гробе” (ККЦ, 2731). Здесь трудностью является сухость, когда молящееся сердце кажется истощённым настолько, что даже духовные вещи не радуют, и остаётся только чистая вера по примеру Иисуса в агонии Гефсиманского сада. Это переживание свойственно тем людям, которые искренне желают молиться.

Однако Катехизис ясно подчёркивает, что “не должно быть так, что мы молимся, когда есть на то время: надо находить время для того, чтобы быть в распоряжении у Господа, с твёрдой решимостью — не отнимать у Него этого времени по пути, независимо от испытаний и сухости встречи” (ККЦ, 2710). Из этого следует, что мы сами должны искать подходящее время для встречи с Господом и оставаться верными независимо от тех трудностей, которые могут возникнуть. Мы приходим на молитвенную встречу с Богом прежде всего не для того, чтобы испытывать приятные ощущения, но для того, чтобы встретить Любимого, даже если наступит духовное истощение от сухости наших чувств в молитве.

Далее Катехизис конкретизирует, с чем может быть связана борьба против нас самих — против того в нас, что отбивает у нас охоту молиться. “В молитвенной борьбе нам приходится сталкиваться — в себе самих и в других людях — с ошибочными концепциями молитвы. Некоторые видят в молитве некую психологическую операцию, другие — стремление сосредоточиться для того, чтобы достичь умственного вакуума. Кто-то кодифицирует молитву как ритуальные жесты и слова. В подсознании многих христиан молитва — это занятие, несовместимое со всем тем, что им надо делать: у них нет времени. Те, кто ищет Бога через молитву, быстро приходят в уныние, потому что они не знают, что молитва приходит и от Святого Духа, а не от них одних” (ККЦ, 2726). Итак, будем помнить, что молитва — это не какой-то психологический процесс, а духовное переживание. Размышление как молитва не заключается только лишь в размышлениях на набожные темы. Чтобы быть молитвой, оно должно стать истинной встречей с Богом как Личностью. Молитва также не является совокупностью ритуальных поз и слов, ведь это более походило бы на магию, чем на свидание двух влюблённых людей. Ища Бога в молитве, не будем разочаровываться при первых неудачах, ведь молитва исходит не столько от нас самих, сколько от Святого Духа.

отец Тадеуш Гайдук SJ

Назад

 
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"
All rights reserved.
Елена Шеховцова
Revised: 23 дек 2000 14:14:47 +0300
Hosted by uCoz