Слово с нами, № 4 (13), 1998, стр. 45

МАТЬ ЕЛИЗАВЕТА ЧАЦКАЯ И НЕЗРЯЧИЕ:

ЧЕРЕЗ КРЕСТ — К НЕБЕСАМ


Свидетельство жизни Матери Елизаветы Чацкой побуждает к размышлению над ценностью страдания как креста. Мать Елизавета родилась в 1876 году на Украине, в Белой Церкви. В возрасте 22 лет она безвозвратно теряет зрение. Многочисленные консультации с опытными врачами не принесли ожидаемого результата. Видя бессилие людей, пытавшихся ей помочь, молодая девушка должна была сделать выбор: принять или отвергнуть это тяжелое увечье; принять, отдавая себя в руки Божественного Провидения, или, всю жизнь, не соглашаясь с фактом своей слепоты, вести безнадежную борьбу и погружаться в темную ночь не только телом, но и духом.

Роза Чацкая приняла тяжелый удар слепоты со спокойствием и верой, как дар жизненного призвания. Она поняла, что должна заняться незрячими. Роза начала изучать проблемы, связанные с жизнью людей, лишенных зрения, испытывая на себе это тяжелое увечье. Учится читать и писать при помощи точечной письменности Брайля. Изучает историю жизни незрячих, знакомится с разными видами помощи таким людям, накопленными в течение веков, посещает лучшие специальные учреждения и школы Европы. Постепенно вокруг нее начинают собираться люди, желающие помочь.

Изучение проблем, связанных с незрячими, длилось около десяти лет. В 1911 году Роза Чацкая основывает в Варшаве Общество Опеки над Незрячими. Она стремится сделать жизнь этих людей более достойной человека, так как в то время в восточной Европе лишенный зрения был чаще всего нищим. На помощь Розе Чацкой постоянно приходит Божье Провидение, которому она полностью доверилась. В 1914 — 1918 годах Роза живет в Житомире. Там она переживает длительные духовные упражнения. Все это время она непрестанно молится, и плодом этих молитв стали вечные монашеские обеты по уставу Третьего Ордена св. Франциска, которые она приносит в костеле Отцов Бернардинов — Братьев Меньших святого Франциска.

Теперь она уже не Роза Чацкая из благородного рода, а сестра Елизавета — Францисканка Слуга Креста. Время, проведенное в молитве в Житомире, вскоре принесет плод огромной любви к Богу и людям.

Тяжелое увечье, страдание, принятое в вере и соединенное с Крестом Христа, становится благословением для Матери Елизаветы и незрячих. Хотя и было это страдание тяжелым, болезненным и унизительным, но, принятое в вере и любви, оно становится ценностью, благом, которое позволяет человеку войти в искупительную миссию Господа Иисуса. Мать Елизавета желала этой миссии для каждого незрячего человека.

Служение Матери охватывает все стороны жизни незрячих. Она приступает к организации системы среднего и среднего специального образования, старается найти работу для незрячих, борется за улучшение условий их жизни, способным помогает получить высшее образование. Мать ценит все человеческие качества, создающие культуру в разных ее проявлениях, но по своему опыту она знает, что недостаточно лишь этих качеств, чтобы сделать незрячего человека счастливым. Мать Елизавета испрашивает для них благодати живой веры. Лишь одна вера может открыть перед лишенным зрения человеком смысл и радость жизни. Мать Елизавета хочет, чтобы эти люди сознательно участвовали в Кресте Христа и жертвовали свои страдания за духовную слепоту мира, в котором постоянно присутствует человеческое страдание, и в котором мы ничего не можем сделать без Христа. Никакая философия не дает полного решения проблемы страдания.

Достижение целей, связанных с полной реабилитацией незрячего человека, требовало широкого сотрудничества со светскими людьми. Мать Елизавета начала такое сотрудничество, но она понимала, что ее действий явно недостаточно. Поэтому еще в Житомире Мать увидела необходимость служения незрячим монашеского Ордена. Из Житомира в Варшаву она возвращается уже в монашеском одеянии. В 1918 году Мать Елизавета Чацкая получила разрешение Церкви на создание нового Ордена Сестер Францисканок Слуг Креста.

Как итог тяжелого труда Матери Елизаветы и ее сотрудничества со светскими людьми и Орденом Сестер Францисканок Слуг Креста, под Варшавой, на окраине Пущи Кампиновской, возникает поселение — Ляски. В данное время в Учебно-Воспитательном Центре в Лясках воспитывается более 300 незрячих детей и незрячих из числа молодежи. Почти все дети живут на территории Центра в интернатах. В Центре действует детский сад, две средние школы: для нормально развитых и немного отстающих в умственном развитии детей. Помимо этого открыты техникум, в котором молодежь обучается различным специальностям: журналистике, изготовлению щеток, работе по металлу и по дереву, обслуживанию компьютерной техники, средняя школа с обучением массажу и музыкальная школа. В Центре проводятся лечебные упражнения по улучшению остаточного зрения. С самого начала своего существования Центр практически исследует трудности, возникающие у незрячих в связи с постоянно изменяющимися общественными условиями.

По мере того, как служба незрячим в Центре Милосердия становилась все более заметной, вокруг Лясок стали собираться люди зрячие, со временем — целые учреждения. Много людей, переживающих страдания, какие-то жизненные катастрофы, искали и ищут сейчас в Лясках решение проблемы страдания. Встреча с чужим несчастьем часто становится толчком к тому, чтобы забыть о себе и искать радость в помощи другим людям. В этом заключается исцеляющее действие Центра Милосердия.

Вокруг Лясок также собираются люди неверующие и ищущие Бога. Благодаря действию Божьей благодати, многие из них переживают обращение. Постоянная молитва сестер и жертвование незрячими своего увечья Богу “за духовную слепоту мира” — это та сверхъестественная сила, которая притягивает людей к Богу. Этим можно объяснить удивительное богатство духовных даров Матери Елизаветы Чацкой и незрячих. Важную роль в обретении веры сыграл о. Владислав Корнилович — духовный наставник всего Дела Лясок.

Сила апостольского служения вырастает из искренне принятого страдания, которое, пожертвованное Богу и соединенное со страданием Христа, становится источником спасения и освобождения из плена безнадежности.

“Я понимаю, что главное — это не конечный результат нашей деятельности, а само страдание, пожертвованное Богу. Это особенная благодать, что я почувствовала себя так тесно соединенной со страданиями Господа Иисуса. В наше время так много говорится об общественной работе, об общественных организациях, а людям на свете все хуже и тяжелее, потому что они не знают Господа Иисуса и Его учения в Церкви и отбрасывают то единственное, что может научить их жить и дать им счастье” (из Личных Записей Матери Елизаветы).

Свидетельство жизни Матери Елизаветы и ее Дела Незрячих — это особенный дар Церкви и нам. Оно призывает нас к сознательному принятию как креста нашей повседневной жизни, так и исключительно тяжелых страданий. Достигает ли наша христианская жизнь своего Корня? Возможно, часто мы хотели бы быть христианами без креста.

По-христиански принятое страдание — это мир и радость, это благословение, это воскресение к новой жизни — всегда через Христа, со Христом и во Христе.

Подготовили Сестры Францисканки Слуги Креста

Назад

 
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"
All rights reserved.
Елена Шеховцова
Revised: 23 дек 2000 14:11:01 +0300
Hosted by uCoz