Слово с нами, № 1 (10), 1998

Сила ходатайственной молитвы

Много может усиленная молитва праведного

(Иак 5,14-16)


Свидетельство Ветхого Завета

Страницы Ветхого Завета полны жизнеописаний людей, чей пример заступнической молитвы может воодушевить и научить нас. Эти люди стремились прежде всего к тому, чтобы постичь помышления Бога и Его волю. Исполненные Святым Духом, они размышляли над словом Божиим, стремясь познать как им молиться и о чём. Эти мужи и жёны Израиля подчиняли свои мысли и желания воле Бога. Они больше доверяли словам Господа, обращённым к ним, нежели своему разумению или мнению других людей. И потому давали свидетельство того, что молитва праведника всемогуща и действенна (Иак 5,16-18).

Среди пророческих книг Ветхого Завета книга пророка Аввакума занимает, как может показаться, очень скромное место, не отличаясь большим объемом — она состоит всего из трёх глав. С другой стороны, в ней мы видим удивительный образ ходатая. И стоит, пожалуй, прочитать ее всю целиком, чтобы проследить и понять, кем был этот Божий слуга — пророк и ходатай Аввакум.

Пророческое видение Аввакума (Авв 1,1)

Человек, принимающий служение ходатая, всегда берет на свои плечи бремя, много большее его собственных нужд и намерений (ср. Авв 1,1-3). Аввакум жил на переломе седьмого и шестого столетий до Рождества Христова. Это было время духовного, морального и политического упадка Иерусалима. Опечаленный положением своего народа, пророк взмолился к Господу, изливая Богу, а не человеку, боль, живущую в его сердце. Аввакум был очень свободным человеком, всегда искренне открывая в молитве пред Богом свое непонимание, проблемы и даже недовольство и при этом никогда не указывая Господу, что Ему делать. Становясь ходатаем, каждый из нас должен ожидать ответ Бога, будучи готовым принять пусть даже непонятный и “неприятный” для него ответ, от которого “вы сильно изумитесь” (ср. Авв 1,6-11).

Настойчивая молитва Аввакума (Авв 2,1)

Каким же был ответ Господа? “Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет” (Авв 2,4). Аввакум понимал, что его народ вскоре переживёт катастрофу нашествия недругов, разрушение храма и изгнание. Он предвидел, что Бог ведёт его народ к ситуации столь гнетущей, что евреи даже не смогут представить какой-либо выход из неё. Единственным их прибежищем будет доверие Богу и послушание Его заповедям. Избранному народу предстояло познать, что Ягве, их Бог, всегда пребывает с теми, кто взывает к Нему и что, даже наказывая, Бог делает всё для блага любящих Его (Рим 8,28; Евр 12,5-11).

Тем, кто принимает призыв к заступничеству, предстоит познать, что нынешние страдания никогда не сравнятся с радостью, которая наступит, когда раскроются замыслы Божии.

Последняя глава Книги пророка Аввакума позволяет нам взглянуть в сердце ходатая в его молитве о великом излиянии благодати и в его одиночестве и вере в Божью заботу. Примем молитву Аввакума как свою, ходатайствуя о многих нуждах Церкви и мира: “Господи! услышал я слух Твой, и убоялся. Господи! соверши дело Своё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости” (Авв 3,2).

Иисус — наш Ходатай

“Ходатайственная молитва — это просительная молитва, в наибольшей мере приближающая нас к молитве Иисуса. Он — единственный Ходатай пред Отцом о всех людях, в том числе и о грешниках. Он “может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7,25). Дух Святой Сам “ходатайствует за нас, (...) ходатайствует за святых по воле Божией” (Рим 8,26-27).

Ходатайство — прошение в пользу других — со времен Авраама свойственно сердцу, живущему в согласии с Божьим милосердием. Во времена Церкви ходатайственная молитва христиан причастна ходатайству Христа: она есть выражение общения святых. В ходатайственной молитве молящийся “не о себе только заботится, но и о других” (Флп 2,4), молясь даже за тех, кто обижает его.” (Катехизис Католической Церкви, 2634-35).

Действительно, величайшим заступником, когда-либо жившим на земле, был Иисус. Марта, сестра Лазаря, справедливо признала, сказав: “Господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперьзнаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог” (Ин 11,22). Ни одна молитва Иисуса не осталась без ответа; чего бы Он не просил, всегда получал по Своему слову. “Молитва Иисуса имеет тайный источник, как Он дает понять в возрасте двенадцати лет: “Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему” (Лк 2,49). Здесь начинает открываться новизна молитвы в полноте времени: сыновняя молитва, которую ожидал Отец от Своих детей, должна, в конечном счете, быть пережита Самим Единородным Сыном в его Человечестве, с людьми и ради людей. (...)

“Случилось, что, когда Он в одном месте молился и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться” (Лк 11,1). Не потому ли ученик желает молиться, что сначала он созерцает молитву своего Учителя? Он может, таким образом, научиться у Учителя молитвы. Созерцая и слушая Сына, дети учатся молиться Отцу.” (Катехизис Католической Церкви, 2599,2601).

“Когда ты наполнишься радостью от общения со Христом во время молитвы и будешь достоин нести Его крест, то это еще не будет означать, что твоя молитва достигла своего пика. Напротив, это — приглашение углубиться в тайну молитвы, превышающей человеческий разум. Только тогда ты откроешь, что твои молитвы становятся источником духовной силы для других людей. Тот, кому Христос открывает тайны Своего Сердца, получает от Самого Христа силу завершить Его дело и жить Его любовью. Тот, кто любит грешников так, как их любит Христос, сопереживает убогим и больным и готов отдать им свою силу, способен молиться за них и получать для них исцеление, утешение и облегчение.” (М. эль Мескин)

“Заступница наша...”

В болезни и несчастьях люди издавна искали помощи у Марии, Матери Божьей. От первых веков своего существования Церковь верила в силу Ее ходатайства перед Богом. Эту веру выражали молитвы Церкви, как, например, молитва, найденная на обрывке папируса третьего века, написанная по-гречески. До сегодняшнего дня мы взываем к Марии словами этой молитвы:

Под твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица,

Не презри молений наших в скорбях наших,

но от всех опасностей избавляй нас всегда.

Дева Преславная и Благословенная,

Владычица наша, Защитница наша,

Заступница наша, Утешительница наша!

С Сыном Твоим примири нас, Сыну Твоему поручи нас,

к Сыну Твоему приведи всех нас.

“Евангелие повествует нам, как Мария молится и в вере заступается: в Кане Мать Иисуса просит Своего Сына позаботиться о брачном пире, который есть знамение другой Вечери — Вечери Агнца, дающего Свое Тело и Свою Кровь по просьбе Церкви, Его Невесты. Когда совершается Новый Завет, у подножия Креста, услышана молитва Марии как Женщины, новой Евы, истинной "Матери живых"” (Катехизис Католической Церкви, 2618).

“Одной из молитв, взывающих к заступничеству Марии, является Святой Розарий. Нет такой болезни, греха или душевной раны, которые мы не могли бы внести в Розарий. Христос, Которого созерцаем, это Тот Самый Христос, Который умирает за наши грехи. Размышляя над Его любовью, явленной на кресте, уничтожаются в нас барьеры греха. Христос, Которого созерцаем в тайне воплощения, пришел для того, чтобы мы имели жизнь и имели ее с избытком (ср. Ин 10,10). Созерцая Христа, приходящего в мир, чтобы принести нам жизнь с избытком, мы с большим миром можем противостоять болезни и смерти. Христос, Которого мы встречаем в Розарии, одаривает нас благословение Своего мира. Когда мы открываем наши сердца приходу этого мира, исцеляются наши внутренние раны. Богослужения, посвященные Марии, и особенно любовь к Розарию, — это верная дорога к созерцанию Иисуса, в ранах Которого — наше исцеление” (The Healing Power of the Sacraments, Jim McManus CSSR).

“Услыши нас, Господи!”

Мы можем по разному ходатайствовать в молитвах о нуждах людей, которые нас окружают, но один из самых действенных способов — это молитва в группе. Иисус обещал: “Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного” (Мф 18,19). Почему бы вам вместе с вашими друзьями не организовать группу заступнической молитвы, чтобы учиться молитве друг за друга, за Церковь и за весь мир.

“Много может усиленная молитва праведного” (Иак 5,16). Поэтому хорошо было бы начать молитву с испытание совести, чтобы раскаяться в грехах и негативных чувствах по отношению к конкретным людям. В вере соединитесь с сердцем Господа. Молитесь о том, что лежит у Него на сердце — о тех, кто пребывает в неверии, кто отошёл от Иисуса, об обновлении и единстве всех христианских Церквах, овсех заблудших, покинутых или забытых детях сего мира, о тех, кто испытывает зависимость от вредных привычек или же скован депрессией, тревогой или печалью. Молясь, будьте уверены в том, что Бог может преодолеть любое препятствие. Будьте тверды в вашей вере в ожидании узреть действие силы Господней.

Иисус хочет повести нас в самую глубину молитвы за других людей. Он хочет сотворить нас по Своему образу. По своей сути всякое заступничество принимает характер ходатайства Иисуса в тот момент, когда мы сорадуемся с Ним о раскаянии грешника (Лк 15,7) или плачем вместе с Ним о тех, кто ещё не познал Иисуса и Его слово (Лк 19,42; Фил 3,18-19).

Прося Господа научить нас молиться, будем помнить о том, что молитва естественным образом подразумевает возрастание в союзе с Богом. Слова Иисуса нетрудно запомнить и затем повторять в молитве. Но будем просить Бога научить не только словам Христа, но и Его мыслям, желаниям и намерениям.

Из вечности, именно в этот момент, Иисус молится о тебе и призывает тебя к совершенному союзу с Ним. Да, мы сонаследуем Его страдания, но мы сонаследуем и Его совершенные мир, радость и любовь, изгоняющие всякий страх. Мы познаём Его совершенную силу, всё больше высвобождающуюся в нашей жизни и свидетельствующую другим о Его величии.

Помолимся же все вместе:

“Отче, открой наши сердца сердцу Иисуса, сердцу ходатайства. Ниспошли нам Свою благодать, чтобы мы могли молиться подобно Ему, и укрепи нас, чтобы мы могли жить по молитвам нашим. Позволь нам возлюбить Тебя больше всего иного, возлюбить всем сердцем, всем разумом, всей душой и всей силой. Научи нас и дай нам силы возлюбить своего ближнего так, как любим самих себя. Позволь нам приблизиться к престолу Твоему с дерзновением, зная, что мы омыты драгоценной кровью Твоего Сына. Устрой наши мысли в соответствии с Твоими мыслями и нашу волю — в соответствии с Твоей волей. Преобрази наши желания так, чтобы наши сердца сединились с Твоим сердцем. Отче, наполни нас Своею любовью. Во имя Иисуса мы просим Тебя о том, чтобы мы стали едины с Тобой как Ты един со Своим Сыном, во веки веков.”

Дорогие братья и сёстры! Мы хотели бы узнать о роли заступнической молитвы в вашей жизни. Пишите к нам в редакцию. Интересные свидетельства мы напечатаем в нашем журнале.



Назад

 
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"
All rights reserved.
Елена Шеховцова
Revised: 23 дек 2000 13:57:58 +0300
Hosted by uCoz