Слово с нами, № 1 (10),1998

Экуменизм – путь к единству

 

Иисус Христос всегда жаждал единства Своей Церкви. И все же с первых дней она познала боль раздоров, ересей и расколов. Из Нового Завета мы можем узнать о спорах, происходящих между уверовавшими эллинистами и иудеями в ранней Церкви (Деян 15,1-5). Более поздние письмена говорят нам о раздорах, вызванных ересями гностиков 1, несториан2 и ариан3. Однако два самых крупных и доставивших наибольшую боль разногласия произошли спустя тысячу лет после основания Иисусом Церкви: восточная схизма (раскол) XI века, после которой отделилась часть Восточной Церкви, и Реформация XVI века на Западе, давшая начало различным протестантским конфессиям. В обоих случаях миллионы христиан разорвали свою связь с Вселенской Церковью, и до сегодняшнего дня эти Церкви и деноминации остаются отделёнными от Рима.

Экуменизм – это путь исцеления ран Вселенской Церкви и соединения христиан всех Церквей и деноминаций. В своей энциклике Ut unum sint Папа Иоанн Павел II пишет: “Конечной целью экуменического движения является восстановление полного видимого единства всех крещёных” (77). Называя это длительное по времени событие словом “путь”, Папа признаёт, что католикам и православным, протестантам и англиканцам для достижения взаимопонимания и доктринального согласия будут нужны обилие Божьей благодати и человеческие усилия. Тем не менее, святой Отец отдаёт должное позитивным и многообещающим шагам, проделанным на данном этапе этого долгого пути.

Согласно документам Второго Ватиканского Собора, разногласия происходили “не без вины людей с одной и с другой стороны” (Декрет об экуменизме, 3). В течение веков христиане оставались разделёнными, и лишь в XX столетии, как в протестантизме, так и в католицизме, начало развиваться экуменическое движение.

Роль протестантизма

В первой половине нашего столетия, всё более и более осознавая разногласия в своей среде, многие протестанты поняли, что христианам необходимо единство. В результате этого в разных странах мира произошли четыре значительных события, однако представители Католической Церкви не участвовали ни в одной из этих встреч. В 1910 году группа протестантских миссионеров собралась в Эдинбурге на Всемирной конференции, чтобы поделиться своими методами евангелизации. В 1925 году участники движения “Жизнь и труд” впервые собрались в Стокгольме под практическим, хотя теологически некорректным, воззванием: “Служение объединяет, доктрина же разъединяет”. С другой стороны, некоторые протестанты почувствовали, что пришло время рассмотреть сложные доктринальные и структурные вопросы. Так возникло движение “Вера и порядок”, участники которого впервые собрались в 1927 году в Лозанне. Каждая из этих трёх организаций регулярно проводила свои встречи до 1948 года, когда было принято решение объединить свои усилия и создать Всемирный совет Церквей (ВСЦ).

ВСЦ, штаб-квартира которого расположена в Женеве, не претендует на право быть “надцерковным органом”. Это скорее диакония, цель которой – содействовать достижению единства христиан разных традиций. В ВСЦ входят три сотни церквей, представляющих большинство главных христианских деноминаций. Членом ВСЦ также является Православная Церковь, а Католическая Церковь выбрала позицию наблюдателя, так как само название Всемирный Совет Церквей противоречит принципам эклезиологии (Церковь, основанная Христом на апостоле Петре, – едина). Католики участвуют в совместных экуменических проектах и являются членами комиссии “Вера и порядок”.

Роль Католической Церкви

Подобно протестантским деноминациям, Католическая Церковь изменила свое отношение к экуменизму в этом столетии. Своей энцикликой 1928 года Папа Пий XI, из опасения создать впечатление, будто все религии одинаковы, а официальная доктрина Церкви истинна лишь относительно, запретил всяческое участие католиков в экуменических встречах. Однако в 1949 году более позитивная Инструкция Римской Курии способствовала изучению вопроса о единстве христиан и позволила католикам, с разрешения своих епископов, присутствовать на экуменических встречах.

В течение первой половины нашего столетия в Бельгии, Франции, Германии и Голландии было основано несколько экуменических институтов. В них богословы Католической Церкви изучали Восточную Схизму и протестантскую Реформацию с более объективных позиций, а протестантские исследователи серьёзно работали над тем, чтобы понять доктринальные положения католицизма. В результате между христианами, заинтересованными в экуменизме, стали развиваться взаимное уважение и открытость.

Огромный вклад в развитие экуменического движения внес французский теолог о. Ив Конгар OP. Отец Поль Кутюрье из Лиона широко проповедовал “духовный экуменизм”. В 1937 году он способствовал созданию Groupe des Dombes – ежегодной встречи французских и швейцарских священников и пасторов, на которой обсуждались вопросы экуменизма. В Германии отец Макс Йозеф Мецгер, казненный нацистами в 1944 году за призывы к миру, основал движение Una Sancta. Архиепископ Лоренц Йегер организовал для лютеранских и католических учёных, в немецком городе Падерборне, встречи для обсуждения теологических и исторических вопросов. В 1960 году иезуит из Германии кардинал Августин Беа, известный как “посол единства”, становится главой недавно созданного Секретариата Ватикана по вопросам единства христиан. Беа был одной из главных фигур на Втором Ватиканском Соборе и доверенным советником Папы Иоанна XXIII. Ещё одним важным лицом, о котором мы хотели здесь упомянуть, был о. Пол Уотсон SA, основатель “Общества искупления”, который в 1937 году ввел неделю молитв о единстве христиан.

Второй Ватиканский Собор и после него

Главным экуменическим событием нашего столетия стал Второй Ватиканский Собор (1962-1965 гг.), созванный Папой Иоанном XXIII. С самого начала перед этим Собором ставилась двойная задача: реформирование и объединение. Поэтому Папа Римскийзывал на то, что экуменический диалог должен проходить “без отклонений от истинного католического понимания”.

Папа Иоанн Павел II также свидетельствует о своей последовательной поддержке экуменического движения. В своей энциклике Ut unum sint Папа пишет о том, что пасторской обязанностью епископа Рима является забота о единстве: “Христос призывает Своих учеников к единству. ...Верующие во Христа ... не могут оставаться разделёнными” (1). Кроме того, куда бы Иоанн Павел II ни ехал, он всегда проявляет огромное желание встретиться и молиться с представителями иных Церквей. Неоднократно он предпринимал смелые шаги, официально обращаясь к братьям и сёстрам протестантских общин и деноминаций со словами покаяния за грехи прошлого, послужившие углублению существующего разделения. 30 ноября 1979 года во время визита Папы в Турцию, в день празднования памяти Андрея Первозванного, в Фанарском кафедральном соборе состоялась Его встреча с Вселенским Патриархом Дмитрием I. На ней было провозглашено открытие официального богословского диалога между Католической и Православной Церквами. В своем выступлении Патриарх сказал, в частности, следующее: “С помощью Божьей мы оба вместе можем ... сказать ныне, что началась новая эра в развитии братского общения между двумя Церквами. Эта эра, серьезная и важная, повлияет на всё наше движение к цели, стоящей между нами, то есть к единству... Христиане других Церквей и конфессий могут задать нам следующий вопрос: является ли этот диалог между Римско-Католической и Православной Церквами, начало которого мы сегодня благословили, нашей конечной целью? Отвечая на этот вопрос, мы оба можем сказать – нет. Более того, мы можем сказать, что нашей главной и конечной целью является не только единство наших двух Церквей, но и единство всех христиан в одном Господе и в одной Чаше.

Если же некоторые нехристиане зададут вопрос о смысле этого христианского единства применительно к ним, т.е. образует ли такое единство некую коалицию и христианский фронт против нехристиан, – мы ответим, что христианское единство, к которому мы стремимся, не будет обращено против кого бы то ни было, но скорее станет положительным служением на благо всех людей, независимо от их пола, национальности или расы, религии, а также их социального положения, в соответствии с основополагающим христианским принципом: “Нет уже ни Иудея, ни Эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины” (Гал 3,28)”.

предложил Православной, Англиканской Церквам и протестантским общинам всего мира прислать на Собор своих наблюдателей, и около сотни делегатов, приняв приглашение, приехали в Рим.

После смерти Иоанна XXIII его преемники оставались верными движению за единство всех христиан. Так, в своём завещании Павел VI подчёркивал, что “действия, направленные на сближение с нашими братьями, должны быть наполнены огромным пониманием, большим терпением и великой любовью”. Однако далее он укаНа VI Всемирном Дне Молодежи в Ченстохове во время своей проповеди Иоанн Павел II, радуясь молодым людям со всего мира, особенно восточным соседям, сказал: “Наконец, Церковь начинает дышать двумя легкими...”

Вечные узы

Согласно документам Второго Ватиканского Собора все Церкви и церковные общины находятся в действительной, хотя и неполной, общности с Католической Церковью. Иоанн XXIII мудро заметил, что они обладают многими элементами освящённости и святости, и то, “что объединяет нас, гораздо больше того, что нас разделяет”. Воистину, крещение – вот основание нашего единства. “Все, оправдавшиеся своей верой через крещение, объединены во Христе. Посему они вправе быть удостоены имени христианина и соответствующе восприниматься сыновьями и дочерьми Католической Церкви как их братья и сёстры в Господе” (Декрет об экуменизме, 43).

Есть ещё и иные узы, связывающие христиан разных конфессий: Святое Писание, добродетели веры, надежды и любви, жизнь в благодати и дары Святого Духа. Кроме того, у всех христиан общая миссия: поклоняться Господу и пребывать в послушании Ему, содействовать развитию справедливости и мира, проповедовать Царство Божье и являть миру Христа, ибо “один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф 4,5-6).

Несмотря на многие общие эклезиальные черты, присущие христианским общинам, препятствия к полному единству всё ещё остаются. В попытках прийти к согласию необходим дальнейший диалог между различными христианскими традициями. Вот некоторые важнейшие вопросы, требующие решения: связь Священного Писания со Святым Преданием, Евхаристия, таинство священства, освящающая, научающая и руководящая роль Папы Римского и епископов и, наконец, место Девы Марии в домостроительстве спасения. “Экуменизм, – пишет Иоанн Павел II, – предполагает взрастить частичное общение, существующее между христианами, и довести его до полного общения в истине и любви.

В стихе из Евангелия от Иоанна ... “и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня” (Ин 17,21) — слишком подчеркивался смысл слов “да уверует мир”, так что иногда возникала опасность забыть, что по мысли евангелиста именно единство служит во славу Отца. Во всяком случае, очевидно, что разделение христиан противоречит Истине, Которую они призваны распространять, и оно сильно ранит свидетельство, даваемое ими” (Ut unum sint, 14.98).

Божий дар

Единство христиан – ни что иное как дар Божий, поэтому основными элементоми на пути к его достижению являются молитва, пост и милостыня. Одно из основных направлений Второго Ватиканского Собора было определено в Декрете об экуменизме: “Подлинный экуменизм немыслим без внутреннего обращения” (7). “Это обращение сердца и святость жизни, соединенные с индивидуальными и общими молениями должны почитаться душою всего экуменического движения, и справедливо могут именоваться духовным экуменизмом” (Декрет об экуменизме, 8).

Таким образом, каждый христианин, если он живет подлинной духовной жизнью, центром которой является сам Христос Спаситель, а целью — слава бога Отца, всегда и везде может принимать полное участие в экуменическом движении, свидетельствуя жизнью своей о Евангелии Христа. “Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе” (Ин 17,21). Эта молитва Христа должна стать и нашей молитвой.

Иисус – “путь и истина и жизнь”, Мессия и Господь, Царь Вселенной. Неустанно продвигаясь по этому Пути нашего возрастания в Боге, мы всё больше будем понимать, как нам необходима полноценность единой человеческой семьи и как достичь этой полноценности. И символично, что начавшийся год – это год Святого Духа, без даров Которого немыслимо единство христиан.

(По материалам статьи отца Патрика Гренфилда OSB, профессора систематической теологии Американского Католического университета в Вашингтоне, члена официального Диалога между лютеранами и католиками.)

ЕСТЬ ЛИШЬ ОДНА ЦЕРКОВЬ
Одно Царство — Один Пастырь

(Иез 37,15-28)

Есть лишь одна Церковь; Она рождает нас и питает; Дух Ее животворит нас.

Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец,

ибо вот Господне предостережение:

Кто не со Мной, тот против меня,

и кто не собирает со Мной, тот расточает.

Следовательно, кто нарушает мир, Христово согласие,

тот идет против Христа; кто стяжает вне Церкви,

тот раздробляет Христову Церковь.

И еще глаголет Господь: Отец и Я — Одно.

Можно ли поверить, что единство,

исходящее из такого божественного единодушия,

скрепленное небесными Таинствами,

может быть разорвано в Церкви

и рассеяно противоречащими человеческими произволениями?

Кто не хранит это единство,

тот не может исполнить закон Божий,

не может сохранить веру в Отца и Сына;

не может приобрести ни жизни, ни спасения.

Найдется ли преступник и невер,

настолько одержимый неистовством разделения,

что возмечтав разорвать единство Бога,

дерзнет сам посягнуть на это единство,

Хитон Христов, Церковь Христову?

Не предостерегает ли, не учит ли нас Бог в Своем Евангелии:

И будет одно стадо, и один Пастух.

И неужели вы надеетесь устоять и остаться живыми,

покинув Церковь, чтобы утвердиться в ином месте

и строить свои дома в отдалении от Церкви?

Для верующего нет иного обиталища, кроме единой Церкви;

на это обиталище, на это пристанище единомыслия

указует нам Святой Дух;

Святой Дух направляет нас к Церкви.

В Церкви Христовой обитает единство сердец,

в Ней же сердца сохраняются в согласии.

Святой Киприан Карфагенский

Назад

 
Copyright © 2000 Дизайн-студия "АЛИСА"
All rights reserved.
Елена Шеховцова
Revised: 23 дек 2000 13:55:14 +0300
Hosted by uCoz